Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
А следом за перестройкой снова пришла пора перемен, и
опять начались сомнения по всем пунктам. Когда в церкви видишь столько лиц, еще
вчера усердствовавших в угождении коммунистической власти, трудно счесть этих
людей верующими. Моей вере они, естественно, не мешают, но и не то чтобы ей
способствуют. Пора мистицизма в моей душе прошла, настала пора серьезных
сомнений относительно устройства мира, обоснованности религий, присутствия
Бога. В чем-то я завидую своему брату, у которого ясность в голове и душе,
твердая непоколебимая философия, дающая покой и уверенность. Последние его ленты пользуются гораздо большим 10 успехом, чем мои. Они поднимают человека, внушают ему
светлые чувства. У меня тяга к светлым чувствам, начиная с «Поезда-беглеца»,
все слабее. Я по-прежнему искренен в своих картинах, хотя теперь они заметно менее
оптимистичны. Неважно, прав или не прав Никита в своей обретенной
истине, но она дает ему основу для дела, которое он делает. Замечательно иметь
ясные идеалы и ценности! У меня их нет. Идеалы размыты. Если
всерьез задуматься, человеком
движет страх смерти и тщеславие. Но тщеславие есть тоже выражение
страха: хочется быть заметным, хочется, чтобы на тебя обратили внимание, не
подумали плохо, стали думать лучше, чем прежде. Страшно, если не подумают
лучше. Для чего я пишу эту книгу? Для того, чтобы познать
правду о самом себе? Но нужна ли человеку правда о себе? Обман приятнее. Он утешает,
возвышает. Если задуматься, то и книга эта сама по себе - в
какой-то мере тщеславие. Если хоть немного заглянуть в глубину самого себя,
это так. Правильно говорит индийский философ Кришнамурти: жизнь, если
вглядеться попристальнее внутрь самого себя, - это пустота. Если приглядеться
повнимательнее - мы внутри себя пусты. Но зачем-то мы все-таки сотворены. Как
понять - зачем? У каждого из нас несколько разных форм существования.
Одна - на службе, другая - в семье, третья - на отдыхе, четвертая - в туалете.
Всюду свой стереотип. Что хорошего, если человек на улице ведет себя как в
туалете? Но вот ты наедине с собой и подчас очень хочется от себя бежать. Не
ловили ли вы себя на том, что страшно задуматься, кто ты есть на самом деле? И
не дай Бог узнать. И уж вовсе не дай Бог, если кто-то посторонний узнает. Но мы таковы, каковы есть. Нет меня другого, есть я.
Значит, надо себя любить. И уж если паче чаяния себя не любишь, не стоит мешать
другим любить себя. Нельзя ненавидеть себя и любить человечество. Не зря 11 сказано в Евангелии: возлюби ближнего, как самого
себя. Значит, сначала возлюби себя, потом уже ближнего. Любовь к самому себе я начал испытывать достаточно
рано. Сначала это была как бы даже и не любовь, а просто биологическая
потребность так себя ощущать. Эгоизм - только ли человеку присущ он? А
животные? Они эгоистичны? Кто более эгоистичен: ребенок или взрослый?
Наверное, ребенок, ведь для него, кроме него самого, в мире ничего не
существует. А кто хуже - ребенок или взрослый? Наверное, все же не ребенок: он
невинен. Но что же тогда получается? Выходит, эгоистичный ребенок лучше
взрослого, который, может быть, даже альтруистичен. Что же тогда хорошо и что
плохо? |