Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В музыке я себя никогда счастливым не чувствовал.
Сначала вообще не любил ее. Потом научился понимать, любить, но себя в музыке
не любил никогда. У меня недостаточно хороший слух. То есть слышу я неплохо,
не сфальшивлю, но слух у меня не абсолютный. И двигательный аппарат, то есть
связь между ухом и пальцами, не очень развит. Тягаться с Колей Капустиным, у
которого все это было от Бога, я не мог. Он первым заставил меня почувствовать
свою неполноценность. Впрочем, в училище это чувство унижения и неудобства
от собственной второсортности меня не очень тяготило. Был азарт, желание быть
хорошим, быть лучше других, тщеславие. Я 6ыл недостаточно плох, чтобы меня не
приняли в консерваторию. А вот консерваторские годы были мучительны из-за постоянной
необxодимости соответствовать другим. Я плохо писал диктанты, неважно шло
сольфеджио. Не скажу, что я был хуже других. В каких-то отношениях совсем не
хуже. Звуком я владел очень хорошо, поступал я в консерваторию не по блату
-поступал с программой очень сложной, тяжелой, по меркам 1957 года,
диссидентской. Играл «Петрушку» Стравинского, «Рапсодию на тему Паганини»
Рахманинова. Председателем экзаменационной комиссии был Нейгауз. Румяный,
седоусый, он сидел в своих неизменных перчатках с отрезанными пальцами,
прикрывавших ревматические руки. Я, конечно, знал его как замечательного
пианиста, но не подозревал, что он был одним из действующих лиц в любовной
драме Пастернака. Нейгаузу очень понравилось, что я играл Стравинско- 61 го, который тогда был запрещенным композитором. Думаю,
Py6aх нарочно дал мне такую «левую» программу, решил, что с сыном Михалкова
ничего не случится. Меня приняли по классу рояля к Льву Оборину. Он был маминым
другом. Она позвонила ему: «Левушка! Как замечательно!» Он был для нее
Левушкой еще тогда, когда в начале 30-х шестнадцатилетним мальчиком ездил в
Варшаву и выиграл там конкурс. Программа у меня была хорошая, но, думаю, решающую
для Оборина роль сыграло все-таки личное знакомство, дружба с мамой. И в
музыке, и в музыкальной педагогике он был очень крупной фигурой, личностью. В
классе у него в то время училось несколько гениев - Володя Ашкенази, Дмитрий
Сахаров, Михаил Воскресенский, Наум Штаркман. Рядом с этими великими я был как
не пришей кобыле хвост. Особенно этого не чувствовалось, но я-то знал, что с
ними мне никогда не тягаться. Мы довольно часто собирались. На первом курсе Володька
Ашкенази придумал устроить философские чтения. Собирались группой у нас дома,
по очереди делали доклады - по Платону, по Аристотелю, занимались мы
классической философией. Занятия эти быстро кончились: кого-то из нас, кажется
Володьку, вызвал Свешников, ректор консерватории. — Вы, ребята, собираетесь, изучаете какую-то идеалистическую
литературу, — сказал он, — не нужно вам это. Хотите делать карьеру, советую,
бросьте. |