Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В те времена на охоту все уже ходили в резиновых сапогах
- дед ходил в кожаных, старых, французских. Он возвращался с охоты, в сапоги
насыпали овес и вывешивали их на чердаке проветриваться. Овес вбирал всю влагу
изнутри, ветерок сушил снаружи, затем сапоги смазывали дегтем, чтобы не
промокали. Все, как в добрые дореволюционные времена. Кроме живописи и охоты, у деда было две страсти —
можжевеловые палки и садовые ножи. И тех, и других 25 наделал целую коллекцию. Палки делал из можжевельника,
рукоятки вырезал из корня. Как замечательно они пахли! Рукоятки для ножей
делались из кривого вишневого дерева, лезвия - из косы, остро затачивались,
отделывались медью - очень красивые получались ножи. Одевались все очень просто, на манер американских
фермеров. Из дешевой голубой полотняной материи (джинсовой в ту пору у нас не
знали) шились комбинезоны - для деда, для дяди. Художнику такая одежда очень
удобна: карманы для инструментов, легко стирается, легко снимается. На ноги
надевали американские солдатские ботинки из кожзаменителя, в первые послевоенные
годы их присылали по ленд-лизу. Помню страшный скандал, разыгравшийся на моих глазах
где-то году в 48-м. Мама приехала на дачу в капроновых чулках, бабушку это
страшно возмутило: - Какое право ты имеешь носить капроновые чулки?! Ты
куда приехала?! Это разврат! Мы живем скромно! Мы здесь рабочие люди. Сама бабушка носила чулки нитяные, непрозрачные. После
этого скандала мама сказала: «Все! Больше я сюда не приеду». Помню, я провожал
ее до станции, она рыдала: «Неужели я не могу носить чулки, какие мне
нравится?» Это был русский дом, просвещенный дом, дом русского
художника, один из немногих, сохранивших уклад старой жизни. К сожалению,
институт больших семей по всему миру умирает. В этом доме он был жив. Дедушка,
бабушка, дядя Миша (у деда знаменитая картина - «Миша, сходи за пивом») с
женой, двое их детей и третий, от первого дядиного брака, мама, я, сестра Катя,
Никита, няня Никиты - двенадцать человек постоянно жили в доме летом. А сколько
еще приходило и приезжало гостей! Папа в Бугры наведывался только по воскресеньям, и то
очень редко. Семье он уделял немного времени, семей- 26 ную жизнь не любил, у него были свои дела, свой жизненный
круг. Когда в 1951 году построили дачу на Николиной горе и от деда съехали
туда, отец не часто появлялся и там. Приезжал и тут же уезжал, не умел жить на
даче. Дед любил поесть, любил испанскую еду. Он
построил коптильню, сам коптил окорока, делал ветчину по-испански - хамон. До
сих пор помню ощущение таинственного полумрака кладовой, пахнет копчеными окороками,
висят связки лука, перцев, стоит мед в банках, в бутылях - грузинское вино. Эти
окорока, лук, перцы, бутыли вина дед писал на своих полотнах. Классический
набор для натюрмортов, очень популярный у Сурбарана, у других испанцев. В доме
пахло этими живыми натюрмортами, копченой ветчиной, скипидаром, масляной
краской, кожей, дегтем. |