Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
195 В Америке я оказывался примерно раз в два года, по
разным поводам. Всегда этому сопутствовало ощущение запоя. Помимо того что на
самом деле выпивал, все время было перевозбуждение. Тогда, в 1969-м, Том Лади сказал мне: - Тебя хочет видеть Милош Форман. С Милошем Форманом я познакомился в 1965 году в Праге,
тогда я только-то и сделал, что «Первого учителя». Милош приехал на
«мерседесе», предмете моей зависти и мечты. О чем мечтает режиссер Страны Советов?
О нехитрых предметах буржуазной роскоши. О красивой машине, о норковой шубе
жене, о том, чтобы включили в делегацию на зарубежный кинофестиваль... На этот раз мы встретились в «Сосолито», баре, который
никогда не забуду. Дымно, играет музыка, огромные деревянные полированные
столы-плахи, залитые лаком. Сел Милош, тогда уже перешагнувший эту черту, уже
несчастный сладким несчастьем эмигранта. Мы разговаривали о жизни, о
Чехословакии, о ненависти к русским и о любви к ним. Мы до сих пор с ним
друзья. Но тогда чувство нашей близости ощущалось особенно остро. Потом мы встретились в Канне в 1979-м. Я был членом
жюри, приехал Форман, привез «Волосы». Он сидел на улице, с ним было его
окружение. Был молодой Поль Гэтти, внук миллиардера Гэтти, тот самый, которого
потом похитили, потребовали за него выкуп и для устрашения отрезали ухо. С
ними были какие-то блондинки в черных очках, одна из них - кинозвезда,
снимавшаяся в «Волосах». У Милоша была огромная японская фотокамера. Он снимал
меня, своих девушек, всех подряд. Я смотрел на него - Боже мой! Какой он
счастливый! Какой свободный! Без комплексов. У него нет Ермаша. Зависть обуревала
меня. Хоть я и член жюри, хоть и снимаю «Сибириаду», где могу себе позволить
столько, сколько ни од- 196 ному из моих коллег и не приснится, я все равно по эту
сторону несвободы. Вышел, иду по Круазетт. А по другой стороне идет
Ермаш, пиджачок внакидочку, кто-то шестерит рядом, кажется, Шкаликов,
начальник зарубежного отдела Госкино. Ермаш увидел меня, поманил пальчиком. И
я, член жюри, перебегаю бодрячком через дорогу, широко улыбаюсь министру. - Ну как дела? Все нормально? - спрашивает Филипп
Тимофеевич. Киваю, киваю, смотрю на него, а в душе фанфары. Я
знаю, я уверен - кончу «Сибириаду» и привет! В следующем году хрен ты поманишь
меня вот так, пальчиком. Не увидите меня больше. Не удержите. Как раз во время этого фестиваля французская
продюсерша предложила мне написать сценарий по роману ирландской писательницы
«Я послала письмо своей любви». Заключили контракт, я сел писать. Сценарий мы
делали с Фридрихом Горенштейном. До того я предлагал то же Мережко, Трунину,
еще нескольким - все испугались. Сценарий, по секрету от начальства, для заграницы
- страшно! Горенштейн не боялся. Для себя он все концы уже отрезал. |