Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я не сторонник оценки фильмов по принципу «чем хуже, тем лучше». Но этот фильм поистине единетвен- ный в своем роде. Услышать о том, что такой фильм существует, — это одно, но по-настоящему почувствовать сюрреализм самого факта его существования можно, только действительно посмотрев его. Такое ощущение, что все, кто был вовлечен в работу над картиной, по трезвом размышлении постарались скрыть улики, свидетельствующие о его существовании. Даже сегодня мало кто из фанатов «плохого кино» знает об этом фильме. Говорят, что негатив находится у дочери Преминджера, и она тщательно скрывает его, чтобы защитить репутацию отца. Возникший в результате ореол тайны только разжег культовый интерес к фильму. В конце 1970-х годов ходили слухи, что Гручо употреблял наркотики для перевоплощения в своего персонажа, испытывая при этом весьма приятные ощущения. Нильсон позднее заявил, что Маркс никогда не использовал LSD во время съемок, а просто был пьян — актерский прием, использование которого заметно на протяжении всего этого фильма. їАглСг'^у [tax! driver] Год 1976 ~"""'чед-" Мартин Скорсезе ,~ Пол шрейдер Гр^п"-з.^ 113 минут, 110 минут (Испания) Страна США Язык английский НАЖАЖДОЙ УЛИЦЕ В КАЖДОМ ГОРОДЕ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК-НИКТО, КОТОРЫЙ МЕЧТАЕТ СТАТЬ КЕМ-ТО «Таксист» оказал заметное влияние как на кинематограф, так и на культуру вообще. Джон Хинкли, покушавшийся з 1981 году на жизнь Рональда Рейгана, говорил, что выстрелить в президента его побудило страстное увлечение героиней актрисы Джоди Фостэр из этого фильма. «Таксист» был четырежды номинирован на «Оскар», но не получил ни одного. Де Ниро сыграл здесь одну чз лучших ролей в истории кино. «Ты говоришь со мной? Ты со мной разговариваешь?» — «Я больше никого здесь не вижу». Именно последняя реплика— ключевая. Действовать больше некому. Нет более праведного негодования, чем то, которое бушует в душе непокорного героя. Образ, который создает Де Ниро, хоть ч неоднозначен в нравственном отношении, однако очень сильный. Трзвис Бикль •— ветеран вьетнамской войны, страдающий бессонницей. Он устраивается работать ножным таксистом. Объезжая по ночам улицы Нью-Йорка, он чувствует, как нарастает его отвращение и раздражение. Когда фильм вышел на экраны, Нью-Йорк переживал не лучшие свои времена и выглядел как преисподняя (благодаря замечательной операторской работе Майкла Чэп-мена) в буквальном смысле — клубы пара, поднимающиеся в тусклом свете красных фонарей. Таксисту поневоле все время приходится наблюдать за скрытыми сторонами человеческой жизни: он вынужден присутствовать, выполнять свою работу, но не выражать своего отношения к происходящему. Как правило, люди не стесняются водителей, ведут себя, как им заблагорассудится, и Бикль видит все. Он, как невидимка, двигается сквозь городской пейзаж и постоянно ощущает абсолютную отстраненность от других людей. Со всех сторон его окружает порнография, но кажется, что он равнодушен к сексу. Такое впечатление, что секс потерял всякую цену в его глазах, поскольку все, кого он видит перед собой, демонстрируют лишь извращенные его формы. |