Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
ца тьмы» (1991). Впоследствии культовый статус еще более упрочился благодаря восторженному интересу, сопровождавшему выход в свет полной версии. И у фильма появилась непрерывно растущая армия новых преданных поклонников. Действие «Апокалипсиса», снятого по роману Джозефа. Конрада «Сердце тьмы», перенесено примерно в 1969 год — самый разгар войны во Вьетнаме. Фильм начинается песней «The End» группы Тле Doors, которая сопровождает кадры уничтожения джунглей напалмом. Капитана военной разведки США Бенджамина Уиллар-да (Мартин Шин) направляют со спецзаданием в Сайгон. Изменник, полковник Уолтер Курц (Марлои Брандо), организовал свою собственную армию, с которой ведет собственную войну вне рамок официальных военных операций в Камбодже. Подчиненные почитают Курца как бога, а его действия находятся «за гранью допустимого человеческого поведения», так что, как заявляет Уил-ларду генерал Корман (Джей Ди Спрэдлин), «его власти должен быть положен конец, сам он должен быть уничтожен. С принятием всех мер предосторожности». Уиллард должен выследить Курца, отправившись с несколькими солдатами вверх по течению реки, а затем убить его. Уилларду выдают длинное досье на. полковника, и во время путешествия на лодке он изучает его биографию. По пути Уиллард видит многое, что заставляет его осознать безумие и ужас вьетнамской войны. Знаменитая вертолетная атака — возможно, лучшие пятнадцать или двадцать минут, когда-либо снятых на пленку. Крайняя жестокость, проявленная в отношении вьетнамских рыбаков в лодке, напоминает об убийстве мирных жителей в Сонгми. 16 Самая оснащенная армия не способна победить народ, вооруженный глубочайшей уверенностью в своей правоте, и ни одна армия не может победить врага, который целиком и полностью ее понимает. [«Трактат о военном искусстве» Сунь-цзы] Что отличает «Апокалипсис» от других выдающихся фильмов о вьетнамской войне («Цельнометаллическая оболочка», 1987; «Парни из Команды С», 1978; «Взвод», 1986) — это та убедительность, с которой передана атмосфера военных действий. И достигается она не реалистичностью изображения, а путем создания сюрреалистической атмосферы, которая передает сюрреализм самих обстоятельств, — подобно тому, как безумие колониального авантюризма было передано в романе «Сердце тьмы». Ужас и дикость происходящего кроются не е джунглях, а в американской культуре. Благодаря этому фильм одновременно очень красив и ужасен, сюрреалистичен и достоверен. Эти мощные качества, которые в обычной ситуации мешали бы друг другу, здесь тонко сбалансированы, и в этом заключается мастерство Копполы. И это достойная причина, чтобы потратить на фильм больше двух часов. А то обстоятельство, что в фильме нет ясности и четкой цели — элементов, отсутствием которых характеризуется и война как таковая, — делает его только лучше. |