Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В 1962 году режиссер-документалист Херк Харви решил снять фильм ужасов. До этого он уже снял около сорока образовательных фильмов с названиями вроде «Что такое дух школы?» (1958), «Заботься о своих игрушках» (1954), «Безопасность на улицах — твоя забота» (1952) и «Школьные годы чудесные» (1961). Харви заручился поддержкой своего приятелей Джона Клиффорда 89 (он написал сценарий) и Мориса Пратера (кинооператор), вместе они наняли актерскую труппу из местных дарований. Актриса Кэндэс Хиллигос, сыгравшая Мэри Генри (главную героиню), до того снялась лишь в одной картине. Фильм начинается с того, что Мэри Генри на автомобиле несется по бескрайним просторам Канзаса. Гонка заканчивается тем, что машина с женщиной падает с моста в реку. Женщине удается спастись, но ее продолжает преследовать дьявольское видение. Наконец она находит работу органистки в одной из церквей Солт-Лейк-Сити, но призрак продолжает появляться и там. Кроме того, она чувствует настоятельную потребность посетить некий старый, давно забытый карнавал. Стесненность в технических средствах способствует сюрреалистической, похожей на сон атмосфере фильма. «Карнавал душ» снят как полная противоположность продукции школь; кэмпа (искусство сочетания безвкусного и смешного), созданной Эдом Вудом под девизом «Чем хуже, тем лучше». Харви сознает собственные ограничения и блестяще использует то немногое, чем располагает, не пытаясь достичь невозможного. Другими словами, режиссер, обладающий более широкими возможностями, вероятно, не смог бы так сконцентрироваться на выразительных средствах, которыми пришлось ограничиться Харви. Посмотрите, как он освещает равнину Юты. Ему удалось использовать декорации, которые почти ничего не стоят. Посмотрите, как он создает мрачное царство теней на американском Среднем Западе при помощи одного только освещения и дешевого грима, который отлично подходит для придания зомби сюрреалистического вида, навевающего мысли о «Трехгрошовой опере» и отлично дополняющего создаваемую фильмом атмосферу. Кроме того, режиссер извлекает выгоду из (воз- можно, утрированной) скованности, свойственной актерам-любителям и позволяющей создать неестественный и холодный мир. Он также использует то, что я считаю одним из самых мощных выразительных средств киноискусства — тишину. Те эпизоды, когда исчезает звук, снять! блестяще, и этот прием, вероятно, действительно сэкономил им немало денег. Мне нравятся моменты, когда звучит только тихая органная, музыка, а ближе к концу фильма — свист ветра под пирсом. Звук тяжелых, глухих шагов, который преобладает в звуковой дорожке фильма, навевает смертельный ужас, кажется подчеркнутым и очень-очень потусторонним. Сняв свой фильм, Херк Харви и Джон Клиффорд как ни в чем не бывало продолжали работать на ту же самую компанию промышленных кинофильмов. По прошествии нескольких лет картина начала стираться из памяти людей, но тут подоспела эпоха видеокассет. Картина имела успех и в видеопрокате, и на телевидении (особенно в Австралии). Ее поклонники организовали целое движение, что побудило Кэндэс Хиллигос обратиться к постаревшему Хэрку Харви с просьбой снять продолжение или сделать римейк. |