Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
ВИСКОНТИ ЛУКИНО (Visconti Luchino). Настоящее имя Висконти ди Модроне (Visconti di Modrone). Итальянский режиссер. Родился 2 ноября 1906 г. в Милане, умер 17 марта 1976 г. в Риме. Лукино Висконти происходит из старинного аристократического рода. Свою кинематографическую деятельность Висконти начал в 1936 г. во Франции как ассистент Ж. Ренуара в фильме "Загородная прогулка". Его первый фильм "Одержимость" (по роману Дж. Кейна "Почтальон всегда звонит дважды") в истории кино принято считать одним из лучших дебютов и провозвестником неореализма, поскольку в нем были изображены безрадостная, нищая Италия простолюдинов как противовес парадной фальшивой показухе фашизма и человеческие страсти как выражение внутренней силы, не подвластной никакому режиму. Сам В., вернувшись в Италию, примкнул кдвижению Сопротивления и даже вступил в ИКП, был арестован гестапо, сидел в камере смертников и чудом избежал казни. Первая его послевоенная картина "Земля дрожит" (по роману Дж. Верги "Семья Малаволья"), следуя неореалистическому принципу документализма, стала образцом высокого искусства. В последующих работах "Самая красивая" и новелле "Анна Маньяни" из фильма "Мы — женщины" В. все еще вписывается в неореалистическую систему координат: это и живая жизнь простых людей, правдивые реалии современного быта, ритм города и человеческие страсти, но уже в следующем фильме "Чувство" (по роману К. Бойто) делает резкий поворот, уходит в историю, с одной стороны, и декларирует живописность формы — с другой. После этой мелодрамы, вызывавшей жаркие споры (в итальянском языке melodrama прежде всего означает "опера"), В. на несколько лет уходит в театр, где ставит Шекспира и Чехова, Кокто и Уильямса, оперы Доницетти, Верди, Штрауса. Но даже вернувшись в кино, чтобы экранизировать "Белые ночи" Дос- тоевского, он заботится прежде всего о декоре, о постановочной стороне, о форме. В 1960 г. В. поставил современный фильм "Рокко и его братья" (по роману Дж. Тестори "Мост Ги-зольфы", спец. пр. МКФ в Венеции, 1960) о внутренней эмиграции, о выходцах с юга, пытающихся приспособить свою патриархальную мораль к циничным законам большого города и терпящих фиаско. Начиная с "Рокко" форма семейного романа становится доминирующей в творчестве В. Как правило, традиционные для семейного романа зре-лищность, повествовательность и многоплановость нужны были В., чтобы поразмышлять над темой поколений, традиций, смены исторических эпох и нравственных ценное -тей. Но главная его тема — красота, гармоническая или дисгармоническая, неизменно присутствует во всем: в пейзажах, интерьерах, людях, костюмах. "Леопард", романтическая фреска из эпохи Рисорджименто, "Гибель богов", трагедия распада семьи немецких промышленников, равная по масштабу и силе воздействия греческим трагедиям, "Туманные звезды Большой Медведицы", более локальный вариант саги, рассказывающей не просто о распаде семьи, но о конце рода, усиленный мифологическими реминисценциями и символикой. |