Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
АНГЕЛОПУЛОС ТЕОДОРОС (Angelöpoulos Theodoras). Греческий кинорежиссер. Родился 27 апреля 1935 г. в Афинах в купеческой семье. Изучал право в Афинском университете, Парижской Сорбонне, начал учиться в Высшей кинематографической школе (ИДЕК), но был исключен после первого курса за непокорный нрав, работал в парижском Музее человека под руководством Жана Руша. В 1964 г. вернулся в Афины, начал работать кинообозревателем в левом журнале "Демократический выбор" ("Димокритики аллаги"). Одновременно снимался в кино как актер, писал сценарии. В 1965 г. начал снимать полнометражный игровой фильм Forminx Story, посвященный одной из греческих рок-групп, но из-за конфликта с продюсером съемки были прерваны. В 1968 г. на экраны вышла его короткометражка "Радиопередача", а в 1970 г. — первый полнометражный фильм "Реконструкция" (пр. Ж. Са-дуля, пр. ФИПРЕССИ на Форуме молодого кино Берлинского МКФ), неореалистическая лента о средневековом житье-бытье горной деревни где-то в северной Греции. В 1973 г. А. снимает "Дни 36 года" (та же премия там же, в следующем году), первый политический фильм греческо- *4 * РЕЖИССЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО ЕВРОПЫ АНДЕРСОН ЛИНДСЕЙ го кино, реконструирующий политическое убийство, совершенное в эпоху диктатуры Метаксаса. Фильм, вызвавший неудовольствие властей, усмотревших в нем прямые аналогии с эпохой "черных полковников", принес режиссеру международную известность и сформировал основные принципы его поэтики — органичный сплав жесткого документа-лизма, почти натуралистического толка, с традиционной метафорикой и сюжетикой античной трагедии. Его следующая и, пожалуй, главная картина "Странствующие актеры" (1975, вошла в список лучших фильмов в истории мирового кино, составленный ФИПРЕССИ, пр. за лучший фильм сезона в Бельгии, Великобритании, Японии, Италии), также представляющая собой своеобразную реконструкцию исторической эпохи в жизни Греции с 1936 по 1952 г. (предвоенная диктатура, гитлеровская оккупация, освобождение и гражданская война), разворачивается одновременно как бы на двух уровнях — мифологическом, в исполнении "Орестеи" труппой странствующих комедиантов, и реально-историческом, в котором этим комедиантам приходится жить и работать. Спустя два года А. снимает еще один четырехчасовой фильм "Охотники" (1977, "Золотой Хьюго" на МКФ в Чикаго), складывающийся с двумя предыдущими в своеобразную историческую фреску, посвященную новейшей истории Греции и анализирующую неистребимые фобии и комплексы, преследующие греческое общество, расколотое между прошлым и будущим. Этаже проблематика находится в центре фильма "Александр Великий" (1980, "Золотой лев" и пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции), действие которого разворачивается в греческой провинции в конце XIX столетия, где жизнь как бы замерла в формах архаического вечного бытия. |