Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Мировое признание принесла Ян-чо картина "Бедные парни"/"Без надежды" (1965; пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно, 1966; пр. английских кинокритиков как "лучшему иностранному фильму года" в Лондоне, 1967), где впервые на материале венгерской истории получила выразительное художественное воплощение проблема власти и насилия, ставшая одной из центральных в его творчестве, наряду с другими постоянно присутствующими мотивами: тирания и свобода, революционная идея и нетерпимость, вожди и ведомые, и т.д. Изображая события середины прошлого века, связанные с реакцией, последовавшей за поражением венгерской революции 1848 г., картина одновременно отсылает к опыту всех деспотических режимов, включая эпоху сталинизма. Здесь Янчо впервые применяет в своей режиссуре игру взаимопроникающих и дополняющих друг друга элементов реального и символического, конкретного и обобщенного художественного образа. Начиная с этой картины, действие фильмов Янчо происходит в Центральной и Восточной Европе, в замкнутом мире революций, контрреволюций, побед, провалов, героизма и предательства, угнетения и грубых манипуляций правящего режима. В "Звездах и солдатах" (1967; серебряный приз "Южный крест" и спец. пр. жюри МКФ в Аделаиде, 1969) исторической площадкой для воплощения темы революционного насилия становится гражданская война в России. В центре фильма "Тишина и крик" (1967; Золотой призМКФвАвеллино, 1968), разы -грывающегося в эпоху белого террора, сменившего Венгерскую Коммуну 1919 г., находится "маленький человек", затоптанный и беспомощный в борьбе против сил истории. Янчо ищет типическое в исторических ситуациях, в механизмах исторического действия.

Большие споры вызвали в Венгрии фильмы Янчо "Светлые ветры" (1968; Гран-при МКФ в Аделаиде, 1970) — обобщенный портрет послевоенных 40-х, с их политическим ригоризмом и непримиримыми идеологическими противостояниями, явившийся в своем роде откликом на студенческие волнения в Западной Европе конца 60-х. Здесь оформилась, кроме того, особая форма янчевского фильма: историческая парабола, принимающая вид фольклорного обрядового действа с хореографией и хоровым пением. От фильма к фильму это становилось определяющим свойством стиля Янчо, которому соответствуют свободное, насколько это возможно, движение камеры, длинные планы, антипсихологизм актерского существования в кадре.

Фильмы первой половины 70-х гг. — "Народ еще просит"/"Красный псалом" (1971; пр. за режиссуру МКФ в Каннах, 1972; "Золотой глобус" в Милане, 1972; пр. Патрика Пуже оператору Яношу Кенде в Париже, 1972), изображающие аграр-но-социалистическое движение конца ХГХ — начала XX века, и "Любовь моя, Электра" (1974; "Серебряный жетон" МКФ в Чикаго, 1975), в основу которого положена политическая пьеса Ласло Дюрко, адаптировавшая в сюжете-параболе образы древнегреческой мифологии, —обозначили переход в творчестве Янчо от структурной символики его предшествующих работ к менее определенной и интуитивной сюрреалистической символике. Его картины насыщаются символами, метафорами, аллегориями, фольклорными и историческими реминисценциями. Еще более активно он оперирует аллегорическими образами и ритуальной символикой, следуя логике не привычно-повествовательной, а ассоциативной, в дилогии "Венгерская рапсодия" (1978) и "Аллегро Барбаро" (1979; пр. за дилогию в категории "арт-фильм", Барселона, 1979; и др.), представляющей собою авторскую версию XX века и ставящей в центр этой панорамы обобщенный образ Венгра, его историческую судьбу, его внутреннее напряжение, его попытки выстоять в середине Европы на ветрах Большой Политики. Эту модель янчев-ского кино наследуют и развивают другие его фильмы 70-х гг., а также те, что осуществлены им в Италии ("Пацифистка", 1970; "Техника и ритуал", 1972; "Рим хочет другого императора", 1973; "Частные грехи, публичные добродетели", 1975; и ДР-)-


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz