Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

В 70-80-е гг. III. ставит спектакли в столичных театрах "На забрад-ли", "Чиногерни Клуб", в "Латер-не Магике", "Студии "Ипсилон" и в провинции, отдавая предпочтение мировой и отечественной классике ("Преступление и наказание", "Двенадцать стульев", "Гамлет", "Братья Карамазовы", "Макбет", "ДонЖуан", "Бамбиниди Праг", "Шумное одиночество" и др.), много времени уделяет постановке опер в Чехословакии и за ее пределами ("Волшебная флейта", "Русалка", "Ее падчерица" и др.), в "Латерне Магике" создает оригинальную программу "Волшебный цирк", которая выдержала больше 3000 представлений. Лишь в 1988 г. он возвращается в кино, чтобы снять фильм, название которого "Собственно, ничего не случилось" приобрело горький привкус трагической иронии, не реализованного до конца таланта, незавершенных и несвершенных дел, к которым уже нельзя вернуться, потому что их время прошло и потому что "не может вечно длиться один стиль, как не может вечно длиться одна мораль". Фильм представляет собой аллегорический рассказ о двух поколениях: несколько истеричной мамаше (ее играет Яна Брейхова, снимавшаяся в главных фильмах Ш. 60-х гг.) и ее дочери (актриса Тереза Бродска, дочь Брейхо-вой и известного чешского актера Властимила Бродского), получив-

шей в детстве травму по вине матери. Всю жизнь обремененная комплексом вины, мать допекает дочь мелочной заботой. Но та, в конечном счете, вполне разумно, самостоятельно и по-своему устраивает собственную жизнь. Трагическая вина матери — дело ее совести и ее жизни. Молодежь же живет своей жизнью и в другой эпохе. Шорм и в этом фильме остался "совестью новой чехословацкой волны", как его называли в 60-е годы. В отличие от своих коллег-шестидесятников, еще живущих надеждой на то, что стоит измениться режиму и можно будет начать с того, на чем они остановились 20 лет назад, Ш. с горьким смирением констатирует, что пришли новые времена и новому поколению решать, как жить.

Едва завершив съемки фильма, который подвел грустный итог его непростой жизни и трагической творческой судьбы, как, впрочем, и судьбы остановленной советскими танками на взлете "новой чехословацкой волны", Ш. умер от тяжелой неизлечимой болезни, не дождавшись премьеры.

Г. Компаниченко

Фильмография: "Блок 15" (Blok 15, док.), 1961; "Турист" (Turista, к/м), 1962; "Деревья и люди" (Stromy a lidé, к/м), "Земля земли (Zemë zemi, к/м), "Жить своей жизнью" (Zit svûj zivot, к/м), "Почему?" (Ргос, док.), "Отражение" (Zrcadleni, док.), "Кармен не только по Визе" (Carmen nejen podle Bizeta, к/м), "Этюд об испытании" (Etuda о zkousce, к/м), все — 1963; "Отвага на каждый день" (Kazdy denodvahu), 1964; "Дом радости", новелла в киносборнике "Жемчужинки на дне" (Dûm radosti / Perlicky па dnë), 1965; "Псалом" (Zalm, к/м), "Возвращение блудного сына" (Navrât ztraceného syna), оба — 1966; "Пять девчонок на шее" (Pët holek na krku), 1967; "Конец священника" (Fararüv konec), 1968; "Туфельки из хлеба", новелла в киносборнике "Пражские ночи" (Chlebové stfevicky/Prazské noci), "День седьмой, восьмая ночь" (Den sedmy, osmà noc), 1969; "Собаки и люди" (Psi a lidé), 1971; "Собственно ничего не случилось" (Vlastnë se nie nestalo), 1988. Библиография: Бочек Я. Современная чехословацкая кинематография. 1945— 1965. Прага, 1966; Говорит Эвальд Шорм. Интервью с режиссером. // Правда кино и киноправда. Искусство, Москва, 1968; Bocek Jaroslav. Evald Schorm. // 3,5 podru-hé. Filmy a tvurci. Svazek 10. Orbis, Praha, 1969; Liehm AJ. Evald Schorm je slavny.// Filmové a televizni noviny. 1967/10; Bartosek L., Bartoskovâ S. Filmové profily. CFU, Praha, 1986; Zalman J. Umlcenyfilm.NFA,


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz