Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В последующие годы Шлендорф экранизировал произведения Г. фон Кляйста ("Михаэль Кольхаас — бунтарь", 1968), Б. Брехта ("Ваал", 1969), М. Пруста ("Любовь Свана", 1983), М. Этвуд ("История служанки", 1990) , М. Фриша ("Гомо Фабер", 1991) , но больше всего ему удавались экранизации произведений, посвященных жизни современного человека. Большой успех выпал на долю фильма "Поруганная честь Катарины Блум" (1975), снятого по небольшой повести Г. Белля. В центре фильма — проблема прав личности и свободы прессы. Жизнь Катарины Блум, скромной служанки в богатом доме, полностью меняется, когда журналисту Тетгесу приходит в голову мысль представить ее как невесту скрывшегося преступника. Пережив череду нравственных и физических унижений, Катарина принимает решение убить зарвавшегося писаку и попадает в тюрьму. Фильм пользовался необыкновенным успехом, что объяснялось актуальностью поднятой в нем темы. Причем, как показали социологические опросы тех лет, большинство зрителей одобряли поступок героини. Чрезвычайно удачно тема прессы и общества была решена в фильме "Фальсификация" (1981), снятомпо повести одного из талантливейших журналистов ФРГ Николаса Борна, скончавшегося от рака в сорокалетнем возрасте. Местом действия служит раздираемый гражданской войной Ливан, куда знаменитый журналист прибывает в поисках жареных фактов и впечатляющих кадров по преимуществу мертвых людей. Пе- ред лицом человеческих страданий и ужасов войны он ощущает свою деятельность как безнравственную и продажную. Но самый большой успех выпал на долю фильма "Жестяной барабан" (1979), снятого по повести Г. Грасса. Примечательно, что Шлёрдорф всячески сопротивлялся этой работе, потому что долго не мог найти кинематографического эквивалента яркому афористическому стилю произведения. Участие сценариста Жан-Клода Карьера помогло решить эту проблему. Как и в повести Грасса, ключевой фигурой фильма является образ карлика Оскара Матцерата, инфантильного анархиста, решительно отрицающего мир взрослых людей. Уже в момент своего рождения он отказался покинуть материнское чрево и только обещание подарить ему красно-белый барабан выманило его на поверхность. Когда Оскару исполнилось 5 лет, он не побоялся прыгнуть в погреб и таким образом достиг желанной цели — перестал расти. И даже обзаведясь сыном Куртом, Оскар выглядел как хорошенький пятилетний ребенок. Правда, близкие знали о злобном нраве этого ангела. Своим пронзительным визгом, к примеру, он мог выбить стекла в очках учительницы или высадить витражи в городском соборе. А в финале фильма карлик помогает своему папаше отправиться на тот свет, заставив его проглотить нацистский значок. Дело, естественно, происходит во времена фашизма. Режиссер не жалеет красок, чтобы с помощью карлика разоблачить преступный, уродливый и жалкий мир фашистской Германии. Многообразные формы комического, прежде всего бурлеск и гротеск, превращают в осколки миф о величии третьего рейха. Фильм получил множество призов, в том числе "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах (1979) и "Оскар" за |