Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Начиная с выхода на международные экраны своей первой ленты, режиссер постоянно привлекает исследователей, пытающихся определить истоки его странного, мятежного, пронизанного иррационализмом, саркастичного и еретического в своей сути искусства. По собственному признанию художника, самое большое влияние на его творчество оказали художники Арчимбольдо, Босх, Магритт, Эрнст, кинематографисты Чарльз Боэрс (полузабытый американец, первым осуществивший комбинацию мультипликации с живым актером), Л. Буньюэль, Ж. Мельес, Ф. Феллини. К этому перечню также следует добавить и насыщенную магией рудольфин-ского маньеризма, немецко-еврейских легенд и оккультных теорий ренессансных алхимиков атмосферу Праги, неслучайно ставшей местом, где родился Кафка и зародился немецкий экспрессионизм с его склонностью к иррационализму и темой дьявола, обитающего в человеке. Ужасы Шванкмайера своими мрачными предчувствиями по поводу технического прогресса и самой природы человека напоминают фильмы немецкого экспрессионизма "Кабинет доктора Калигари", "Носферату", "Голем", а некоторые изобразительные решения его фильмов заставляют всплывать в памяти кадры из "Метрополиса", что говорит о том, что искусство Ш. неотделимо от климата рудольфин-ского маньеризма и немецко-еврейских легенд Центральной Европы. Г. Компаниченко Фильмография: "Последний трюк пана Шварцевальда и пана Эдгара" (Posledni trik pana Schwarzewaida a pana Edgara), 1964; "И.С. Бах: фантазия соль-минор" (J.S. Bach: Fantasie c-moll), "Игра с камнями" (Hra skameny), оба — 1965; "Гробики" (Rakvickârna), "Et cetera", оба — 1966; "Естественная история" (Historia natura), "Сад" (Zährada), оба — 1967; "Пикнике Вайссманном" (PikniksWeiss-mannem), "Квартира" (Byt), оба — 1968; "Тихая неделя в доме" (Tichy tyden v dorne), 1969; "Дон Жуан" (Don Sajn), "Репортаж из седлицкой мертвецкой" (Re-portaz ze Sedlické kostnice), оба — 1970; "Бормоглот, или Одежонка Соломенного Губерта" (Zvahlav, aneb SatiëkySlamëného Huberta), 1971; "ДневникЛеонардо" (Le-onardüvdem'k), 1973; "Отрантский замок" (Otrantsky zämek), 1973-1979; "Гибель домаАшеров" (Zânikdomu Usherû), 1980; "Возможности диалога" (Moznosti dialo-gu), 1982; "В подвал" (Dopivnice), "Маятник, яма и надежда" (Kyvadlo, jàma а nadéje), оба — 1983; "Кое-что из "Алисы" (Nëco z Alenky), 1987; "Мужественные игры" (Muzné hry), "Иной вид любви" (Jinydruh ldsky), оба — 1988; "Автопортрет" (Autoportrét), 1988; "Флора" (Flora), "Тьма, свет, тьма" (Tma, svëtlo, tma), "Влюбленное мясо" (Zamilovanc maso), оба — 1989; "Конец сталинизма в Чехии" (KonecstalinismuvCechâch), 1990; "Еда" (Jidlo), 1992; "Фауст" (Lekce Faust), 1994; "Конспираторы наслаждения" (Spiklenci slasti), 1996. |