Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В военное время Ф. снимает преимущественно комедии, добиваясь успеха в т.н. "школьных" или "сту- комедиях, основанных на диалогах ("Кристиан" и "Школа — основа жизни" в 1938 г. награждаются премией Земли чешской) , криминальных ("Шагво тьму", "Тяжкая жизнь авантюриста"), исторических ("Благочестивые дамы из Пардубиц" по театральной пьесе Карла Крпаты "Мастер острого меча"). Остроумные диалоги, двусмысленности, пикантные намеки на оккупационный режим делали их особо популярными во время войны. После освобождения весь свой талант и богатейший опыт Ф. ставит на службу формирующейся национализированной кинематографии. Занимая важные официальные и неофициальные (председатель союза творческих работников) посты, он закладывает фундамент подлинно национального самобытного словацкого искусства, сняв вместе с Пальо Биеликом фильм "Предупреждай!" ( 1947), представлявший чехословацкое кино на МКФ в Брюсселе, удачно экранизирует "Рассказы Чапека" (1947, Почетный диплом МКФ в Венеции)... В 50-е г., когда импровизационный талант режиссера оказывается обременительным, если не вредным, Ф. снимает в основном фильмы о недавнем прошлом, внося элемент психологичности в драматургическую концепцию социальных и военных драм ("Западня" — о своеобразной дуэли нелегальной группы коммунистов с гестапо, "Закаленные", 1950, Национальная премия, — о борьбе рабочего класса против капиталистической эксплуатации). Наиболее удачным фильмом этого времени становится двухсерийная цветная историческая комедия "Пекарь императора" и "Император пекаря" (1951, Премия французских кинокритиков; "Золотой ролик" Американского ^совета по кинематографии в Нью-Йорке) с Яном Вери-хом в двойной главной роли. Больше к жанру комедии в 50-е г. Ф. не обращается, снимая то биографические фильмы о деятелях науки ("Тайна крови"), то документальные ленты о спартакиаде и ведущих мастерах чешской сцены, то детские сказки. В это же время создает на телевидении ленты, которые не дают забыть о его таланте ("Медведь" по А. Чехову и "Слезы, которые не видит мир", Серебряный приз на V МФ телефильмов в Риме). В 60-е гг. режиссер снова обращается к своему любимому жанру сначала иронической комедией "Король королей", поставившей ернический вопрос о возможностях гражданина социалистической Чехосло- режиссерская энциклопедия. кино европы хас вакии стать королем иностранного государства и о последствиях, которыми этот факт обернется для его близких, затем комедией с детективной интригой "Строго засекреченные премьеры", повторившей некоторые мотивы более раннего собственного фильма "Тяжкая жизнь авантюриста" и рассказавшей о проблемах талантливого автора детективных романов, вынужденного сотрудничать с приехавшим из Америки гангстером, известным своим мастерством и полным отсутствием воображения. Последней комедией и одновременно последним фильмом Ф. стала история "гениального любителя" "Лучшая женщина моей жизни" (1968) об авантюристе, придумавшем самое блистательное мошенничество века, но не сумевшем его осуществить. В главной роли выступил известный комический актер театра и кино Иржи Совак, пополнив своеобразный каталог лучших отечественных комиков, созданный фильмами Ф. |