Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Период т.н. "нормализации", прервавший естественное развитие культуры и искусства в Чехословакии, круто меняет творческую судьбу У, которая отныне определяется жестким давлением цензуры. В 70— 80-е гг. он возвращается к лирико-поэтическому кинематографу. Режиссер продолжает исследование экзистенциальных проблем человека, оказавшегося на перекрестке национальной истории, избирая для этого то уже опробованную в "Трех дочерях" (1967), словацкой вариации шекспировского "Короля Лира" времен коллективизации, форму народной баллады ("Долина"; "Клен и Юлиана"), то лирико-поэ-тического повествования (" Если бы у меня было ружье", "Золотые времена", "Шестая фраза"), то психологической драмы ("Длинная ночь и длинный день"). Последний фильм У. — пронизанное горечью метафорическое философское эссе о судьбе своего поколения "Смотритель музея" (1989). Независимо от жанра в центре внимания режиссера всегда оказываются человеческие страдания, чуткая реакция на внешние импульсы, переживание первой любви, первые жестокие столкновения с неестественно развивающейся жизнью, ко- торые навсегда остівляют свой след. Поэтичесмя дистінция, a в ряде фильмов (где события д1ны через воснриятие ребента) и инфінтиль-ность взгляда смягчіют в его филь-мax тартины мучений и смерти, ис-ключія эмоцион1льный шок. Во вcex cвoиx фильмax Штєфін Угер о6ріщієтся к современности и стремится тайти в ней то, что свидетельствует о нeнpexoдящиx нpaвax нрироды и вечном ноиске ^acora. Г. Фильмогріфия: "Путешествие над облаками" (Cesta nad oblaky, к/м), "Первая борозда (Prvâ brâzda, к/м), ^убок центральной Европы" (Stredoeurôpsky pohâr), "Учительнида" (Ucitel'ka, док.), все — 1955; "^меченные тьмой" (Poznaceni tmou,ÄOK.), 1956; "Здесь происходят трагедии" (Tu krâcaju tragédie, док.), 1957; "Где-то в ноябре" (Niekedy v novembri, к/м), "Maтpocы без моря" (Lodm'ci bez mora, с/м), "Жила-была дружба" (ßolo raz priatel'stvo, с/м), все — l958; "Глaзaми камеры" (Ocami kamery, к/м), 1959; "Мы из 9А" (My z 9А), 1961; "Солнце в сети" (Slnkovsieti); 1962; "Орган" (Organ), 1964; "Дєві чудотвориці" (Panna zâzracnica), 1966; "Тридочери" (Tridcéry), 1967; Тений" (Genius), 1969; "Если бы у меня было ружье" (Keby som mal pusku), 1971; "Клен и Юлиана" (Javor a Juliana), 1972; "Долита" (Dolina), 1973; "Длинтая ночь и длинный день" (Vel'kâ noc a veFky den), 1974; "Холодный климіт" (Studené pod-nebie, тв), 1975; "Если бы у меня бывш девушка" (Keby som mal dievca), 1976; "Пенелопа" (Penelopa), 1977; "Золотые времена" (Zlaté easy), 1978; "Подруги" (Kamarâtky), 1979; "Morn кони вороные" (Moje kone vrané, тв-сери&л), 1980; "Покос Ястребиного луга" (Kosenie jastrabq lûky), 1981; "На асфальте коней пасла" (Pâsla kone na betone), 1982; "Шестая фразі" (Siesta veta), 1986; "Cмoтpитeль музея" (Sprävca skanzenu), 1989. Библиoгpaфия: Йозеф Вігідій. Интервью со Штєфіном Угером // Прівді кино и "киноправда". М., 1967; KopanévovâGali-na. Svët, ktery jetfeba objevovat. Rozhovor se Stefanem Uhrem.//Film a doba. 1962/2; Hrabovskâ Katarina. Moznost ideâlu a reality// Film a doba. 1967/2; Navrâtil Antonin. Prokletibàsm'ci // Cesty k pravdë ci lzi. Praha, 1968; Bartoskovà Sârka, Bartosek Lubos. Filmové profdy. Praha, 1986; Zalman Jan. Poeticky film — tradice a nové tendence. Tvorba Stefana Uhra. // Umlceny film. Praha, 1993. |