Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
УГЕР ШТЕФАН (Uher Stefan). Словацкий кинорежиссер, сценарист. Один из зачинателей чехословацкой "новой волны". С середины 60-х гг. Первый секретарь ФИТЕС (творческого союза работников кино и телевидения), одного из вдохновителей "пражской весны", разгромленного в 1969 г. и восстановленного в 1989-м. Родился 4 июля 1930 г. в местечке Приевидза. В 1950 — 1955 гг. учился в Киноакадемии (ФАМУ, Прага) на кафедре документального кино. В 1955—1960 гг. снимал документальные фильмы, стал одним из осно- воположников братиславской школы документального кино, выдвинувшей в качестве основного приоритета не сдерживаемый никакими политическими и идеологическими запретами интерес к реальной жизни человека и его судьбе. Работы У. этого периода ("Учительница", "Отмеченные тьмой", "Здесь происходят трагедии" и др.) эмоциональны, полны драматического напряжения, стремления показать и понять человека в совокупности проявлений, в том числе и через внутренний мир. Характерные для дальнейшего творчества режиссера интерес к поэтической стороне действительности и склонность к лирическому видению проявились уже в документальной ленте "Глазами камеры" ( 1959)и первом игровом фильме "Жила-была дружба" (1958). В 1958 г. У. переходит на брати-славскую студию игровых фильмов "Колиба", где дебютирует в большом кино поэтическим фильмом о подростках "Мы из 9А" (1961), отмеченным нетрадиционным изображением духовного мира пятнадцатилетних, вступающих во взрос-дую жизнь. Уже следующий фильм " Солнце в сети " (1962) приносит У. и словацкому кино громкую известность. Это лирический рассказ о юноше и девушке, которые встречаются на крыше панельного дома на фоне бесцветного меланхолического пейзажа телевизионных антенн. Они одинаково смотрят на жизнь, родителей, с которыми невозможно говорить, встречаются с одинаковыми трудностями. Общность взглядов и положений роднит их, они начинают испытывать друг к другу симпатию. На время они расстаются, но потом встречаются вновь, ощущая на пороге зрелости, что то, что их связывает, нелегко порвать. В фильме, как и в отношениях его героев, нет ничего определенного, есть только реальность, в которой почти все метафора. Ибо уловить истинное чувство почти так же трудно, как поймать солнце в сеть. Снятый в стилистике, близкой к "прямому кино", этот будто написанный акварелью фильм, наряду с ранними работами Веры Хитиловой и Милоша Формана, стал знаковой картиной чехословацкой "новой волны", разрушившей каноны традиционной киноэстетики. Поиски новых средств выразительности, которые вели в это время Форман и Хитилова, У. осуществляет на более широкой профессиональной основе. Соединяя поэтику документалистики с игровым сюжетом, трактуя события в двойном контексте — ре- |