Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

25 ans en l'an 2000), 1976; "Мессидор"

(Messidor), 1979; "Годы уносят нас" (Les Années lumière), 1980; "В белом городе" (Dans la ville blanche), 1983; "Ничья земля" (No man's land), 1985; "Пламя в моем

*151

режиссерская энциклопедия. кино европы

торнаторе джузеппе

сердце" (Une flamme dans mon coeur), "Призрачная долина" (La Vallée fantôme), оба — 1987; "Женщина с Розовых гор" (La femme de Rose Hil), 1989; "Человек, который потерял свою тень" (L' Homme qui a perdu son ombre), 1991; "Дневник леди M" (Le Journal de lady M), 1993; "Люди порта" (Les Hommes du port), 1995; "Фурби" (Fourbi), 1996; "Реквием" (Requiem), 1998; "Йонас и Лила, до завтра" (Jonas et Lila, à demain), 1999.

ТАТИ ЖАК

(Tati Jacques) Настоящая фамилия Татищев.

Французский актер и режиссер. Родился 9 октября 1908 г. в местечке Le Pecq, умер 5 ноября 1982 г. Русский по отцу, сын ремесленни-ка-багетника, Т., обученный отцом своему ремеслу, сызмальства видел мир сквозь рамку. Однако главным его увлечением стал спорт, регби, а затем — пантомима и пародия-подражательство. Придя в кино, Т. избрал свой оригинальный путь. Кажется, единственный мастер, с которым его сравнивают, часто и не без оснований, это Чаплин. Оба они пришли в кино из пантомимы и мюзик-холла, у обоих сохранилась прочная связь с выразительными средствами, свойственными этим видам искусства, но преобразованными в соответствии с законами оптики в кино. Если добавить к этому, что, подобно Чаплину, Т. стремится к авторской всеохватности творчества (он выступает в качестве режиссера, сценариста, актера и продюсера своих лент), сходство становится еще более полным. Начав творческий путь в мюзик-холле, Т. прославился своими "спортивными пантомимами", особый успех сопутствовал его герою-кентавру: Т. одновременно изображал и коня, и всадника. Впоследствии Т. дебютирует в кино короткометражными экранизациями собственных мю-зик-холлных постановок. И уже в первых "комических" не скрывает, что юмористические ситуации, гэги, подножки и пощечины — всего лишь форма. Содержание же его лент глубже: Т. интересует человек в его соотношении с обществом — смешном и не очень. "Эстетика обыденного" — так определит стиль Т. французская критика, проводя параллели между творчеством режиссера и его соотечественника Рене Клера. В этой обыденности и действуют "обыденные" персонажи, смешные, наивные и трогательные: почтальон, спортсмен, просто обыватель. Т. рисует своих героев на гра-

ни реального и пародийного с легкой сатирой, но не теряя добродушия и ни на минуту не позволяя себе язвительности.

Любопытно отношение Т. к звуку. Словам, диалогу в его лентах отведена чисто фоновая функция: в "Праздничном дне" любая реплика сопровождается смехом, но писалась она не для того, чтобы ее запомнили, — она и не запоминается; в "Каникулах господина Юло" диалог-скороговорка едва различим; в "Параде" и вовсе нет текста.


Предыдущая Следующая