Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

139*

режиссерская энциклопедия. кино европы

рози франческо

ворением которой является для него жена Алисон и ее родители, сыграл Ричард Бертон, буквально излучавший с экрана свой бешеный темперамент, сдерживаемый холодной ненавистью. В "Комедианте" повторил свой сценический успех великий Лоуренс Оливье, чей утративший всякую непосредственность человеческого чувства конферансье из прогорающего мюзик-холла с помощью показного бодрячества прячет от самого себя понимание полного жизненного краха. Что же касается "Вкусамеда",то в этой банальной на вид, но полной поэзии и тайны истории вступления одинокого юного существа во взрослую жизнь выше всех похвал проявила себя молодая большеглазая дебютантка Рита Ташингем, сумевшая передать сосуществующие в душе ее героини горечь от первого соприкосновения с жизнью и сохранившееся, несмотря ни на что, доверие к ней. Венчает этот период "Одиночество бегуна на длинную дистанцию" (1962), история рабочего-подростка, попавшего в исправительную колонию и там в ходе соревнования по бегу из чувства протеста демонстративно уступающего победу спортсмену из частной школы.

Экранизацией романа Г. Фил-динга "Том Джонс" (1963) открывается новая полоса как в творчестве Р., так и во всем социально ангажированном британском кино. Дух демократического самоутверждения получает в нем форму гедонизма, что расширило зрительскую аудиторию и открыло источники американского финансирования английских фильмов (и сам фильм, и его режиссер получили голливудского "Оскара"). Герой Альберта Финни, молодой "естественный человек" XVIII века, повинуясь только своему сердечному чувству, торжествовал над всевозможными запретами и условностями, включая условности исторического костюмного фильма, обращаясь с экрана прямо в зал совершенно в духе брехтовского "эпического театра".

Р. приглашают в США, где он экранизирует "Незабвенную" Ивлина Во (1965), ядовитую сатиру на американский образ жизни (в частности, на отношение американцев к смерти). Он снимает во Франции ("Мадемуазель", 1966), в Австралии ("Нед Келли", 1970) и окончательно обосновывается в США. Однако успеха времен "поэтического натурализма" ему достичь не удается. Даже еще одно обращение к Фил-дингу ("Джозеф Эндрюс", 1977) выглядит всего лишь некоей фарсо-

вой пародией на "Тома Джонса". Из американских работ Р. наиболее известны "Отель Нью-Гемпшир" (1984) и "Голубое небо" (1991), вышедшее в прокат после его смерти от СПИДа.

А. Дорошевич

Фильмография: "Оглянись во гневе" (Гоок Back in Anger), 1958; "Комедиант" (The Entertainer"), I960; "Святилище" (Sanctuary), "Вкус меда" (A Taste of Honey), оба — 1961; "Одиночество бегуна на длинную дистанцию" (The Lmeliness of the Fong Distance Runner), 1962; "Том Джонс" (Tom Jones), 1963; "Незабвенная" (The Jjoved One), 1965; "Мадемуазель" (Mademoiselle), 1966; "Моряке Гибралтара" (The Sailor of Gibraltar), 1967; "Атака легкой кавалерии" (The Charge of the Light Brigade), 1968; "Смех во тьме" (Laughterin the Dark), 1969; "Нед Келли" (Ned Kelly), "Гамлет" (Hamlet), оба — 1970; "Неустойчивое равновесие" (A Delicate Balance), 1973; "Фаворит" (Dead Cert), 1974; "Джозеф Эндрюс" (Joseph Andrews), 1977; "Граница" (The Border), 1982; "Отель Нью-Гемпшир" (The Hotel New Hampshire), 1984; "Голубое небо"


Предыдущая Следующая