Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
ПАЗОЛИНИ ПЬЕР ПАОЛО (Pasolini Pier Paolo). Итальянский поэт, писатель, кинодраматург, лингвист, философ, актер, кинорежиссер, теоретик кино... И это не все ипостаси многогранной личности Пазолини. Родился 5 марта 1922 г. в Болонье, умер (был убит) 1 ноября 1975 г. в местечке Остия у Рима. Мать, школьная учительница, родом из крестьян. Отец, кадровый офицер, происходил из древнейшего рода. В семь лет Пазолини записывает свои первые стихи, в двадцать на собственные деньги издает свой первый поэтический сборник. Заканчивает Болонский университет. В 1950 г. издает первый роман "Уличные мальчишки", в 1961 г. снимает первый фильм "Аккатто-не", за который получает главный приз на МКФ в Карловых Варах. С этих пор кино начинает занимать главное место в его творчестве. Пазолини снял более двух десятков картин (в том числе документальных и короткометражных), и практически каждая из них взрывала привычную эстетику, ломала стереотипы мышления. В "Аккаттоне", "Овечьем сыре" и "Маме Роме"он рассказывал о деклассированных обитателях римского дна, "отверженных" буржуазного общества, но рассказывал с мощью трагика. Он видел не только их деградацию, но и скорбь попранного человеческого достоинства, смерть, надежду на искупление. Истовый ортодокс неореализма и самый радикальный из "левых", Пазолини пытался примирить в своих лентах коммунистические и христианские идеалы. Он не страшится самой жестокой правды в изображении бедняцкой жизни, он даже эстетизирует ее, разрушая таким образом неореалистическую эстетику, доводя ее до натурализма, более близкого другому литературному течению — веризму. Для достижения этой неприкрытой правды Пазолини прибегает к использованию непрофессиональных исполнителей. Радикализм Пазолини питается его же неверием в лучшую жизнь для люмпенов, отторгнутых обществом и вынужденных заниматься проституцией, становиться преступниками. В "Маме Роме" с Анной Маньяни в главной роли режиссер рассказывает трагическую историю проститутки, на склоне лет вознамерившейся стать заправской буржуазкой. Но жизнь жестока, и наказание за преступление неотвратимо. Только расплачивается за грехи матери ее сын, ограниченный и туповатый парнишка. Своеобразную экранизацию "Евангелия от Матфея" и трактовку библейского сюжета предпринял Пазолини в одноименном фильме. Его Иисус, бунтарь, воин, но и беззащитный хиппи, стал символом молодого поколения будущих контестаторов, которое самого Пазолини избрало своим кумиром. * 131* режиссерская энциклопедия. кино европы петри элио Этот выбор был понятен, потому что Пазолини был отчаянно непримирим в своем отношении к "обществу потребления", а максимализм всегда нравится молодым. "Общество потребления" было главным объектом его ненависти. Чтобы образумить его, отрезвить, Пазолини постулирует теорию эстетического шока. В фильме "Птицы большие и малые" он впервые в своем творчестве воссоздает жизнь не "в формах самой жизни", а обратившись к иносказанию, философской сказке, притче. В трех новеллах фильма Пазолини размышляет об истинном значении культуры и провозглашает отказ от какой бы то ни было идеологии для человека. Фильм-ребус, фильм-загадка, фильм-манифест нового Пазолини стал самым тенденциозным и в то же время самым насмешливым фильмом режиссера. В последовавших затем экранизациях "Царя Эдипа" и "Медеи" звучат автобиографические и фрейдистские мотивы. Любовь к матери, страх отца, собственная сексуальная ориентация — все это стало предметом осмысления режиссера на материале древнегреческой трагедии. И снова притчи — "Теорема" и "Свинарник", и снова шоковая терапия для "общества потребления", осуждение его жестокости и бездуховности, лицемерия и ханжества. В респектабельную буржуазную семью в "Теореме" приходит некий Гость, он совращает всех ее членов, невзирая на различия пола и возраста. После его ухода оказывается, что он изменил всех к лучшему, а служанка от избытка чувств даже возносится в небо, становится святой. На МКФ в Венеции "Теорема" вызвала грандиозный скандал. Но мир соткан из противоречий, и фильм получил премию Международного католического центра (АСИК) за то, что, "несмотря на эротизм и гомосексуализм, выразил мысль о необходимости для современного человека отказа от буржуазного жизненного идеала, который чужд его природной сути". |