Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Библиография: Janicki Stanislaw. Andrzg Munk. Wydawnictwa artystyczne i filmowe, Warszawa, 1964; Nurczynska-FidelskaEwe-lina. Andrzej Munk. Wydawnictwo literackie,

Krakow, 1982.

МУРНАУ ФРИДРИХ

********ВДЛЬГ*ЕЛЬМ*******

(Murnau Friedrich Wilhelm). Настоящая фамилия Плумпе.

Немецкий режиссер. Родился 28 декабря 1888 г. в городке Билефельд в семье текстильного фабриканта. Погиб в автомобильной катастрофе 11 марта 1931 г. в Санта-Монике (США). Похоронен в Берлине. Изучал историю искусств и филологию в университетах Берлина и Гейдельберга. В составе авиационных сил участвовал в первой мировой войне. В 1919 г. вместе с актером Конрадом Фейдтом Мурнау организовал небольшую студию и снял на ней свой первый фильм "Мальчик в голубом", романтическую, в духе Эдгара По, историю о старинном замке и его обитателях. Томас фон Веерт, последний представитель обедневшего аристократического рода, живет вместе со старым слугой в полуразрушенном замке. Часами он простаивает перед портретом мальчика в голубом, ощущая некую связь между ним и собой. Когда находится изображенная на картине брошь, на Томаса обрушивается лавина несчастий — сгорает замок, погибает слуга и сам он чудом избегает смерти. Близкая Мурнау тема гибели аристократии была затем продолжена им в фильмах "Замок Фогель-од" (1921) и "Горящий акр" (1921).

В 1920 г. М. снял уголовно-психологическую драму "Голова Януса". Это была одна из первых экранизаций знаменитого рассказа Стивенсона "Доктор Джекилл и мистер Хайд", ставшего со временем одним из самых популярных сюжетов в кино. С его помощью М. чрезвычайно искусно воплотил тему рока,

124*

режиссерская энциклопедия. кино европы

мурнау фридрих вильгельм

трагической раздвоенности, популярную в немецком кино 20-х гг.

В 1921 г. режиссер приступил к экранизации книги Брема Стокера "Дракула", повествующей о пришествии в мир мерзкого вампира, являющегося разносчиком моровой язвы, т.е. чумы. Сегодня этот сюжет известен в мельчайших подробностях, но в 20-е гг. сама история, а главное, ее воплощение на экране производили необыкновенное впечатление. М. мастерски готовил зрителей к встрече с ужасным. Вот его герой клерк въезжает в лес-призрак, окружающий замок. Белые деревья загадочно мерцают на фоне темного неба, рождая в душе клерка мрачные предчувствия. М. нашел простой, но чрезвычайно эффектный прием. Он не стал делать позитивов, а использовал негативы отснятой сцены, наложив на них кадры скачущего всадника. Были там и другие поразительные находки. Когда корабль-призрак плыл по морю, вода под его кормой начинала фосфоресцировать, а кровать клерка неожиданно превращалась в ладью, плывущую по небу. Апофеозом этой мастерски нагнетаемой атмосферы страха становилась встреча клерка с хозяином замка. Тот медленно поднимался из своей постели — гроба с землей. Треугольный лысый череп, согбенная высохшая фигура, скрюченные пальцы. Образ вурдалака из "Носферату" на долгие годы вперед определил типаж персонажа, ставшего одним из главных героев фильмов ужасов.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz