Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
М. дебютировал как режиссер в 1949 г. полнометражным игровым фильмом "Сабоне" (в сов. прокате — "Анна Сабо", пр. за лучший сце- * 112* режиссерская энциклопедия. кино европы МАХАТЫ ГУСТАВ 17 лет бросил реальное училище и начал работать помощником киномеханика и тапером. Был ассистентом режиссера в кинофирме "ГТра-гафилм", снимался в эпизодических ролях, работал продюсером, принимал участие в создании сценариев известных в то время режиссеров ("Вспыльчивый жених"/ Vztekly ze-nich, реж. К. Ламач; "Дама с маленькой ножкой"/ Damas malou nozkou, реж. Й.С. Колар, П. Пражский и др.). В 1919 г. основал собственную фирму-однодневку Ge-Me, чтобы снять комедию положений в духе американской комической "Тедди бы покурил" (Teddy by koufil), но, не завершив ее, отправился в Америку, где безуспешно пытался сделать карьеру в Голливуде. Вернувшись на родину в 1924 г., снимался в небольших ролях. Лишь в 1926 г. М. получает возможность снять фильм по одноименному рассказу Л. Толстого "Крейцерова соната". Прекрасное знание мирового кинематографа позволило честолюбивому режиссеру использовать формальные достижения и находки известных зарубежных мастеров (повествование от первого лица, внутренние монологи и др.) и превратить "Крейцерову сонату" в экспрессивный чувственный рассказ о страсти, измене, кровавом убийстве и непреходящем чувстве вины. Фильм вызвал интерес как дома, так и за границей. После неудачи комедии "Швейк на гражданке", которая в версии М. не имела ничего общего с духом знаменитого романа Гашека, режиссер снимает породивший не один скандал фильм "Эротикой", впервые отваживаясь смело коснуться табуизированных тем - секса и вожделения, и показать на экране, нигде не переходя границ хорошего вкуса и не превращая эротику в порнографию, постельные сцены, обнаженную натуру, мир альковного порока. Сценарий, в разработке которого анонимно принимал участие Витез-слав Незвал, использовал некоторые мотивы "Станционного смотрителя" Пушкина. По мнению М., космополитический сюжет могпри-влечь зарубежную публику. По той же причине в фильм были приглашены зарубежные актеры: немец Олаф Фьорд и югославская актриса Ита Рина. Свою роль в успехе фильма сыграла и мастерская работа оператора Вацлава Виха. Все это было отмечено на Венецианском кинофестивале, где "Эротикой" стал сенсацией. На родине же у фильма были большие проблемы. Продюсеры, опасаясь скандала, не отважились вовремя выпустить фильм на отече- ственный экран. Снятый в 1929 г. и выпущенный на экраны в 1930-м немой "Эротикой", обласканный вниманием критиков на Венецианском кинофестивале, не был замечен отечественной публикой, которая уже была увлечена звуковым кино. |