Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Самый плодотворный период в биографии М. завершают две картины: "Контрабандисты" (1958), драматургически добротная, с глубоким проникновением в психологию героев экранизация романа Пала Сабо, повествующая о трагических судьбах людей, пытающихся выжить в мире, разделенном границами, каждодневно ведущих смертельную игру с его бесчеловечными законами; и "Бессонные годы" (1959) — пять эпизодов, относящихся к разным периодам рабочего движения (от событий 1916 г. и падения Венгерской коммуны в 1919 г. до антифашистского Сопротивления 1944-го), однако рассматривающих общественную историю с позиций обыкновенной человечности. Здесь и в других картинах Феликс Мариашши восставал против угнетения и унижения человека, против несправедливости, о чем бы ни шла речь: о преступности и насилии или о мелких подлостях.

Фильмы, поставленные М. в первой половине 60-х гг., во многом повторяли найденное им прежде. Он пробует сменить жанр, однако настоящего успеха на этом пути добивается лишь в сатирической ленте "Фиговый листок" (1966), показывающей на примере скандала, который разыгрывается в провинциальном городке вокруг установленной на площади "чересчур смелой" скульптуры, конформизм и двуличие в действии. И еще в историческом гротеске "Озорники" (1969), где объектом сатиры становятся те, кто в 1919 г., с приходом Хорти, толкал мир в пропасть, а те, кто по молодости, глупости, наивности, воспитанию стал в их руках слепым орудием, оказываются фигурами трагическими. В "Озорниках", таким образом, сливаются два стиля, две интонации: гротеска и драмы.

Кроме полнометражных фильмов, М. сделал ряд короткометражных лент, монтировал документальные фильмы других режиссеров, а с 1969 г., оставив большое кино, стал работать на телевидении.

Наряду с режиссерским творчеством много сил отдавал воспитанию новых кинематографических кадров. Его режиссерская мастерская в будапештском Институте театра и кино, где он преподавал с 1948 г. до конца своей жизни, вошла в легенду, ибо за годы своей педагогической деятельности Мариашши подготовил целую плеяду режиссеров (Сабо, Хусарик, Габор, Рожа, Коша, Кезди-Ковач, Дярматти и др.), определявшую в течение нескольких десятилетий лицо венгерского кино.

Был секретарем Союза венгерских кинематографистов. Удостоен многих венгерских наград и званий.

А. Трошин

Фильмография: "Сабоне" (Szaboné), 1949; "Замужество Каталины Киш" (Kis Kata-lin hâzassâg), 1950; "На всех парах" (Teljes gô'zzel), 1951; "Веселое соревнование" (Vidämverseny,ÄOK.), 1953; "Родственники" (Rokonok), "Цветные ткани" (Szines szô'ttes, док.), оба — 1954; "Будапештская весна" (Budapesti tavasz), "Кружка пива" (Egy pikolö vilâgos), оба— 1955; "Легенда городской окраины" (Kulvarosi legenda), 1957; "Контрабандисты" (Csempészck), 1958; "Любовь на скамейке" (Fapados szerelem), "Бессонные годы" (Âlmatlan évek), 1959; "Долгий путь домой" (Hosszü az ut hazâig), "Пробный рейс" (Probaut), 1960; "Красные будни" (Pirosbetüs hetköznapok, Венгрия—Чехословакия), 1962; "Карамболь" (Karambol), "Баболна, 1964" (Babolna 1964, док.), "Немоедело" (Nemaz én ügyem, док.), "Мерзух и осел" (Mersuch es szamär, док), все — 1964; "Фиговый листок" (Fugefalevél), 1966; "Если зовут..." (На hivnak..., док.), 1967; "Узы" (Kötelek), "Озорники" (Imposto-rok), оба— 1969.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz