Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
ЛИПСКИЙ ОЛДРЖИХ С начала 50-х Л. активно работает в кино, проходя сценарную и режиссерскую подготовку у известного комедиографа Йозефа Маха ("Рацек опаздывает"), Яна Стрейч-ка ("Курица и пономарь") и Мирослава Губачека ("Комические рассказы" по рассказам Ярослава Гашека), а в 1954 г. дебютирует легкой, сделанной с безупречным вкусом кинокомедией о цирке "Представление состоится" (пр. "За кинокомедию" на МКФ в Карловых Варах), холодно встреченной критикой, но имевшей большой успех у публики, изголодавшейся по этому жанру. В отличие от своих коллег-сверстников, пришедших вместе с ним в кино в начале 50-х, Л. сразу определил жанр, в котором будет работать постоянно. Однако последовавшие за первой комедии "Образцовый кинематограф Ярослава Гашека" и "Звезда едет на юг" оказываются неудачными, и Л. возвращается в цирк, чтобы подготовить большую цирковую программу для гастролей в Японии, объединив традиционное цирковое представление с полиэкранной проекцией, разработанной Латерной Магикой. Чтобы добро не пропадало, он снимает легкий развлекательный репортаж о гастролях чехословацкого цирка в Индии и Бирме "Цирк будет". В том же году реабилитирует себя в кино сатирической утопической комедией "Человек из 1 века", использующей мотивы пьесы Маяковского "Клоп" (пр. чехословацкой кинокритики за 1961 г.). Остроумно, зло и последовательно развенчивает в ней пресловутого "маленького человека", героя большинства старых чешских комедий, пронырливого, себе на уме, которому хорошо при любых обстоятельствах и который в любых условиях ухитряется найти себе теплое местечко. "Человек из I века" — единственная сатирическая комедия Л. Сатира исключает не только сочувствие и симпатию, но и веселье и радость. А последней у Л. были такие неистощимые запасы, что он постоянно хотел ею делиться. Радость открытия, радость творчества, радость от удачной выдумки — этим заполнены все его лучшие фильмы, которые можно сравнить с удавшимся праздником с блистательным клоуном-затейником, неслучайно отечественная пресса отмечала некую "клоунадность" его режиссуры, имея в виду цирковое, балаганное начало в его творчестве Знаменитостью Л. сделал "Лимонадный Джо" ("Серебряная раковина" и специальный пр. ФИПРЕССИ * 105* РЕЖИССЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО ЕВРОПЫ ЛОУЧ КЕН на МКФ в Сан Себастьяне и др.), пародия на американские вестерны, созданная по одноименной книге Иржи Брдечки. Присутствовавший на демонстрации фильма в Карловых Варах Генри Фонда, много раз игравший в вестернах, смеялся до слез, а после фильма признался, что давно так не веселился. Большая заслуга в постановке фильма принадлежала энциклопедически образованному Иржи Брдечке. Он писал сценарий, создавал эскизы костюмов, был автором большинства гэгов и незаменимым консультантом во всем, что касалось Дикого Запада. Будучи поклонником совершенства, он не признавал импровизаци-онности в таком сложном деле, как кинопародия, и потому часто сдерживал пыл Липского, временами готового забыть о чувстве меры и пойти на поводу спонтанной идеи в ущерб всему произведению. Вместе с Брдечкой Л. снимает в том же жанре ленту "Адель еще не ужинала", пародию на дешевые детективы начала века о подвигах великого Ника Картера и кровожадные фильмы ужасов, объединив оба жанра в сумасбродной истории о цветке-каннибале и пропаже пирамиды Хеопса. В 1981 г. к предыдущим картинам присоединяется пародия на роман Жюля Верна "Таинственный замок в Карпатах", обогащенная вызывающими судорожный смех макабрическими дизайновскими и живописными идеями сюрреалиста Яна Шванкмайера. Все три фильма Липского, созданные с Брдечкой, роднит тонкий интеллектуальный юмор, артистизм, симпатии авторов к своим незадачливым героям, над которыми они скорее подтрунивают, чем смеются, не лишая их приключения наивной поэзии. И хотя последние два фильма не достигли популярности "Лимонадного Джо", они остаются лучшим, что было сделано Олдржихом Липским. |