Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
мании в тисках гитлеровской диктатуры. Антифашистская тема была затем продолжена режиссером в лентах "Последний мост" (1953) и "Генерал дьявола" (1954). В "Последнем мосте" рассказывается история немецкой медсестры Хельги, силой уведенной в горы югославскими партизанами. Долг врача не разрешает ей бросить в беде раненых людей, однако душой она стремится вернуться домой. В конце концов Хельга погибает, потому что не находит в себе силы принять чью-то сторону. Для партизан она — чужая, для соотечественников — предательница. Тема двойственности получила развитие в одном из самых известных фильмов Койтнера "Генерал дьявола", посвященном судьбе знаменитого немецкого аса генерала Гарри Харраса. Герой немецкого народа презирал выскочку ефрейтора и созданный им режим. Оказавшись на службе третьего рейха, он не оставлял попыток сблизиться с антифашистским сопротивлением, чем спровоцировал слежку гестапо. Загнанный в угол, Харрас пытается спастись бегством, но по роковому стечению обстоятельств именно его самолет испорчен подпольщиками. Герой погибает, отвергнутый обеими противоборствующими сторонами. В основу сценария была положена пьеса писателя-антифашиста Карла Цукмайера. В последующие годы К. экранизировал еще три его произведения — "Капитан из Кепени-ка" (1956), "Ангелочек из Левена" (1958), "Ганс-живодер" (1958). Все они имели успех, особенно история "Капитанаиз Кепеника". Приеесо-здании Цукмайер использовал исторический анекдот, случившийся в начале XX века. Некто Вилли Фойгт украл 500 марок и попал в тюрьму. Выйдя на волю, он тщетно пытался натурализоваться. Каждая новая попытка заполучить паспорт путем махинаций заканчивалась водворением в тюрьму. Проведя за решеткой в общей сложности около 35 лет, Вилли Фойгт досконально изучил устав, тактику и стратегию полевого боя. Выйдя на свободу в очередной раз, он приобрел у старьевщика мундир офицера прусской армии и повел на захват паспортного стола целый взвод. Хотя и на этот раз попытка оказалась неудачной, власти сами предложили Фойгту паспорт в награду за храбрость. История Вилли Фойгта, уже неоднократно до этого экранизировавшаяся, дала К. прекрасную возможность высмеять воинственный дух прусской военщины, национа- режиссерская энциклопедия. кино европы ковач андрд Хальберштадта" (Ein Arzt aus Halberstadt), 1969; "Большая кутерьма" (Dergrosse Verhau), 1970; "Вилли Тоблер и гибель шестого флота" (Willi Tobler und der Untergang der 6 Flotte), 1971; "Неукротимый Лени Пайкерт" (Die unbezähmbare Leni Peikert), "Собственница, год рождения 1908" (Besitzburgerin, Jahrgang 1908), "Поденная работа рабыни" (Gelegenheitsarbeit einer Sklavin), все — 1973; "В опасности и большой беде средний путь смертелен" (Jn Gefahr und grosster Not bringt der Mittelweg den Tod, совм. с Э. Райцем), 1974; "Сильный Фердинанд" (Der starke Ferdinand), 1976; "Люди, которые готовили год Штауфера" (Die Menschen, die das Staufer-Jahr vorbereiten, док.), "К жестокой битве ползу я сегодня ночью так боязливо" (Zu böser Schlacht schleich ich heut nacht so bang), "Послесловие к году Штау-фера" (Nachrichten von den Staufern, к/м), все — 1977; "Германия осенью" (Deutschland im Herbst), 1978; "Патриотка" (Die Patriotin), 1979; "Кандидат" (Der Kandidat), 1980; "Война и мир" (Krieg und Frieden), "Власть чувств" (Die Macht der Gefühle), "В поисках практической и реалистической позиции" (Anf der Suche nach einer praktisch-realistischen Haltung, к/м), все — 1983; "Наступление современности на остальное время" (Der Angriffder Gegenwart anf die übrige Zeit), 1985; "Разнообразные новости" (Vermischte |