Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Библиография: Соловьева И. Кино Италии. М., Искусство, I960; Туровская М. Герои безгеройного времени. М., Искусство, 1971; Антониони об Антониони. М., Радуга, 1987; Кино Италии: Неореализм. М., Искусство, 1989; Лотман Ю., Цивь-ян Ю. Диалог с экраном. Таллинн, Александра, 1994; Carpi Е. Michelangelo Antonioni. Guanda, Milano, 1958; С. Di Carlo. Michelangelo Antonioni. Di Bianco e nero, Roma, 1964. A.Bernardini. Michelangelo Antonioni, da Gente del Po a Blow-up, Milano, i 7 edizioni, 1967. АРДЖЕНТО ДАРИО (Argento Dario). Итальянский кинорежиссер, кинодраматург, писатель, один из немногих мастеров, работающих в жанре "хоррора по-итальянски" и сумевших приобрести международную известность. Родился 7 сентября 1940 г. в Риме в кинематографической семье. Его отец, Сальваторе Ардженто, — продюсер, сделавший позднее несколько картин сына. В 24 года А. начал писать сценарии: в 1968 г. — "Однажды на Дальнем Западе" (реж. С. Леоне), в 1969 г. — "Загляни вечерком на ужин". Его перу принадлежит также немало критических работ. Дебютировал в режиссуре в г. фильмом "Птица с хрустальными крыльями". Называя себя учеником Хичкока, режиссер наделе оказался его антиподом. Если саспенс у Хичкока рождается внутри обыденности, то А. сразу же погружает своего зрителя в глубокий мрак, где произойти может все что угодно, потому что здесь действуют законы паранойи, мистики, импульсивного, немотивированного желания убивать. Вместе с тем А. сразу же продемонстрировал уникальную способность быть одновременно и режиссером-автором, и выполнять коммерческий заказ. По сути дела он положил начало коммерческим жанрам в итальянском кино. Это в равной степени относится к "вестерну по-итальянски" и, несколько позднее, к "хоррору". "Птица с хрустальными крыльями", "Кошка с девятью хвостами", "4 мухи из серого бархата" показывают бесспорность его специфического таланта и внутреннюю его ограниченность. Поначалу у Дарио Ардженто нет недостатка в ошибках и промахах, вполне простительных для неофита. Первые три ленты так и не сумели выйти за рамки заурядного триллера. Впрочем, в них был исследовательский напор режиссера, который выражался в желании создать особый род киноповествования, рожденного страхом. А. снимает очень длинные эпизоды, в которых напряжение нагнетается, вызывая судорогу ожидания, противоестественное наслаждение страхом. Он не обманывает зрителя хитрыми киноприемами, монтажом и пр. Он просто предлагает ему присутствовать, смотреть и ждать развязки. Этот необычный прием в последние годы стали часто цитировать режиссеры, работающие в этом жанре в странах, имеющих более давние традиции хоррора, нежели Италия. Его цитирует даже Кубрик (и признается в этом) в знаменитой сцене в "Сияющем", когда писатель-убийца, преследуя жену, начинает рубить топором дверь. В фильме "Хэллоуин" (1978) Карпентер открыто цитирует сцену убийства Де-лии из "4 мух... " Ардженто. Сегодня его метод создания кино, нравится это или нет, стал школой, хотя еще 10 лет назад имя Ардженто трудно было найти в солидном справочнике или кинословаре. Он был режиссером фильмов класса "Б", а стал классиком жанра. В Италии единственным. |