Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Библиография: Лепроон П. Современные французские режиссеры. М., 1960; Тури-цын В. Рене Клеман. М., 1978. КЛЕР РЕНЕ (Clair Rene). Настоящее имя Рене Люсьен Шометт (Rene Chomette). Французский кинорежиссер. Родился 11 ноября 1898 г. в Париже, умер 15 марта 1981 г. там же. Сын торговца мылом. В молодости писал стихи. Был ранен на фронтах первой мировой войны. В 1919-1921 гг. был журналистом в "Энтрансижан", редактором журнала "Театр э коме-ди иллюстре" (1922). С 1920 г. играл небольшие роли в кино ("Линия жизни", "Смысл смерти", "За ночь любви", "Паризетта", "Сиротки"), ассистировал Ж. де Баронселли. Первая самостоятельная работа "Парижуснул" (1923), ироническая история некоего безумного ученого, парализовавшего жизнь Парижа своими "дьявольскими лучами". Внимание общественности привлекла вторая работа К. — короткометражка "Антракт" (1924), поэтический апофеоз "чистого кино", основанного на ритмической оркестровке "чистой", сюрреалистической визу-альности, лишенной какой бы то ни было связи с литературой. Фильм К. стал манифестом французского авангарда не только в кинематографе: достаточно сказать, что сценарий его был написан одним из создателей дадаизма Франсисом Пи-кабиа, а автором музыки был Эрик Сати. Полной противоположностью этим фильмам К., а также четырем последующим — "Призрак Мулен-Ружа" (1924), "Воображаемое путешествие" (1925), "Добыча ветра" (1926), и "Башня" (1928)-стала экранизация бульварной комедии Лябиша и Мишеля "Соломенная шляпка", снятая под несомненным влиянием ранних комических Мак Сеннета, но уже содержавшая в себе все те принципы лирической, сентиментальной драматургии, слегка окрашенной доброжелательной иронией по отношению к простодушным и простонародным персонажам, которая будет свойственна в дальнейшем всем звуковым картинам режиссера, начиная с фильма "Под крышами Парижа" (1930), тоже ставшего своеобразным манифестом нового кинематографа, протестующего против примитивного использования звука на экране. И здесь, и в последующих своих фильмах К. сводит к минимуму диалоги, подменяя их музыкой, балетом, шумами. То же недоверие к звуку характеризует и следующую картину К., бурлескную комедию "Миллион ", в которой диалог большей частью подменяется пением и музыкой. Оперетта и водевиль лежали в основе истории о разбогатевших беглых каторжниках "Свободу нам". Однако попытка соединить принципы немого и звукового кино оказалась достаточно безуспешной. И после провала двух следующих фильмов — "14 июля" (1932) и "Последний миллиардер" (1934) — К. отправляется в Лондон, где снимает фильм "Привидение отправляется на Запад" (1936). В Англии К. снимает еще фильм "Ошеломляйте новостями" и приступает к съемкам картины "Чистый воздух", работу над которой прерывает начало второй мировой войны. С 1940 г. Клер работает в США, где снимает четыре фильма — "Нью-орлеанский огонек", "Я женился на ведьме", "Это случилось завтра", "И от них никого не осталось". В 1946 г., после двенадцатилетнего отсутствия, К. возвращается во Францию и снимает один из самых значительных своих фильмов "Молчание — золото" (1947), лирическую поэму в честь "золотого века" немого кинематографа. Три следующих фильма К. снимает со своим любимым актером зрелой поры Жераром Филиппом — "Красота дьявола", модернизированная версия "Фауста", "Ночные красавицы" и "Большие маневры". |