Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Келети хорошо чувствовал конъюнктуру времени и безошибочно выбирал материал и жанр. В 1948 г., в период т.н. "партийного кинопроизводства" (когда киностудии были распределены между четырьмя партиями, составлявшими правительственную коалицию) на киностудии "Ориент" (приписанной социал-демократической партии) Келети поставил фильм "Осада Бестерце" по роману венгерского классика Кал-мана Миксата — не лишенную увлекательности "комедию положений", высмеивавшую в духе времени мелкопоместное венгерское дворянство прошлого века. Разоблачение феодальной Венгрии он позже продолжил (на этот раз в ключе драмы) в фильме "Странный брак" (1951), еще одной экранизации Миксата, получившей признание зрителей и критики. И все-таки самой сильной его стороной было комедийное начало. И опереточное — в первые годы после освобождения он одновременно с работой в кино заведовал литературной частью будапештского Театра оперетты. В ключе опереточного гротеска Келети экранизировал старую музыкальную комедию "Мишка-аристократ" (1948), слегка перелицевав ее на новый лад. Став на долгие годы одной из самых популярных венгерских кинокомедий, она своим успехом немало обязана венгерскому комику Калману

Латабару, известному с довоенных времен. К. затем поставил с ним еще ряд комедий, основанных на характерных трюках артиста и остроумных диалогах ("Яника", 1949; "С песней по жизни", 1950; "Новички на стадионе", 1951; "С юным сердцем", 1953). Лучшая из них — "Выше голову!" (в сов. прокате "Судьба клоуна", 1954), которая достигала звучания подлинной трагикомедии, рассказывая о судьбе клоуна в период фашистской оккупации Венгрии и последующего освобождения. Поставленная им в год венгерского восстания 1956 г. комедия "Чудесный нападающий", действие которой происходит в воображаемой стране Футболии, отражала венгерскую футболоманию и одновременно изображала в пародийной форме диктатуру. Но тот же К. спустя три года проиллюстрирует официальную, партийно-государственную версию трагических событий 1956 г. в фильме "Вчера" (1959).

В самом начале 60-х гг., когда венгерское кино с приходом нового поколения режиссеров вступило в пору обновления, Келети, удостоенный всех почетных венгерских званий и наград, с 1950 г. преподававший режиссуру в будапештском Институте театра и кино и возглавлявший кинофакультет, стал терять почву под ногами, но пытался не сбавлять темпа. Хорошие и плохие фильмы — в жанре комедии, мелодрамы, детектива — сменяли друг друга. С 1964 г. он работал также на телевидении, ставил там спектакли и фильмы. Среди удачных его кинолент этого периода — две лирические комедии с Евой Рутткаи ("История моей глупости", 1965 и "Этюд о женщинах", 1967). Однако вершиной его творчества явилась гротескная лента" Младший сержант и другие" (1965), которая впервые после "Выше голову" рассказала средствами сатиры о последних днях второй мировой войны, когда Венгрия переживала пик террора. Вслед за писателем Имре Добози, которому принадлежит сценарий, К. основательно включался здесь в характерный для венгерского кино 60-х гг. спор с собственной национальной мифологией. После этого он поставил еще девять картин и, не завершив десятую — музыкальный, костюмный, приключенческий фильм "ПалкоЧином" (1973),-умер(1973).


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz