Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

ментальные ленты, ставя развлекательные программы, телеспектакли и фильмы для детей. В 1981 г. поставил телефильм "Обмен" по повести Ю. Трифонова. Его телевизионные работы награждались призами на национальных смотрах. Одновременно ставил спектакли в драматических театрах страны. В 1979-1992 гг. был главным режиссером в Театре Гергея Чики в городе Капошвар, одном из самых признанных в Венгрии театральных коллективов.

Готар дебютировал в кино полнометражным игровым фильмом "Этот день — подарок" (1979). Погруженная в неустроенный быт, балансирующая между реализмом и театральной стилизацией, гротескная и одновременно пронзительно-грустная история — о злоключениях современной молодой женщины, воспитательницы детского сада — говорила о цене, которую платил в бюрократическом социализме человек за стремление к счастью. Международный успех этой картины ("Золотой лев св. Марка" в категории дебютов на МКФ Венеции, 1980) сразу перевел Готара в шеренгу лидеров венгерской режиссуры. В 1981 г. он поставил свою лучшую картину "Время останавливается" — исповедь поколения, чье детство пришлось на трагический для Венгрии 1956 г., а отрочество и взросление — на начало 60-х, "эпоху консолидации", как именуют этот период новейшей венгерской истории. Основное действие этого "музыкально-исторического" (так его определили авторы) фильма, озвученного шлягерами Элвиса Пресли, Пола Анки и других молодежных кумиров той поры, происходит в 1963 г. в одной из будапештских гимназий, пролог помечен ноябрем 1956 г., а эпилог — кануном 1968 г., судьбоносного для Восточной Европы. Разрушившая миф об "идиллических 60-х", поре мечтаний и надежд, и породившая в Венгрии волну горячих дискуссий, эта картина была удостоена многих национальных и международны#наград (специальный приз министра Франции по делам молодежи на МКФ в Каннах-1982; "СеребряныйХьюго" на МКФ в Чикаго, 1982; "лучший иностранный фильм, показанный в 1982 г."; пр. "Золотой век" на МКФ в Брюсселе, 1983; Нью-Йорк, 1983; пр. жюри на МКФ в Токио, 1985; и др.)

В последовавшем за ней (и симптоматично перекликающемся с ней названием) фильме "Время" (1985), также удостоенном в Венгрии многих призов, Г. раньше и отчетливее других венгерских режиссеров зая-

режиссерская энциклопедия. кино европы

ГОФФМАН ЕЖИ

вил о новых стилевых ориентациях, новых способах кинематографического мышления, которые называют "постмодернистскими". Намеренно эклектичный, перемешавший, как в коллаже, стили и жанры, усеянный прямыми и скрытыми киноцитатами и прочими отсылками, фильм был отмечен на национальном киносмотре призом "за выражение посредством нового киноязыка жизнеощущения своего поколения", поскольку обращался к проблеме обесцененности молодой интеллигенции, девальвации духовной деятельности, говорил о генерации "не состоявшихся", которые в свои 35—0 лет чувствовали, что их энергия, их духовные запасы, их способности растрачиваются впустую.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz