Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Период т.н. "нормализации", более либеральный в словацком кино, нежели в чешском, обернулся для Г. арестом его дебюта и запретом снимать игровые фильмы. Он возвращается в документальное кино и создает ленты о людях, нашедших себя в творчестве или в общении с другими: "Оставить след" о семье потомственных гончаров, "Полет синей птицы" о душе "неизвестного художника" с цитатами из Джемса Джойса (оба фильма были удостоены Главной премии национального фестиваля фильмов об искусстве АРСФИЛЬМ в Кромнер-жише, в 1971 и 1974 гг. соответственно). В 1972 г., вдохновившись пятью фотографическими циклами Мартина Мартинчека, Г. снимает одну из своих лучших работ "Картины старого мира", представляющую собой несколько вариаций на тему человека, который и в сложных жизненных обстоятельствах сумел сохранить внутреннюю свободу и не отдалился от самого себя. Однако герои фильма — старые люди с обветренными лицами, изрезанными морщинами, — и их одинокая жизнь в заброшенных горных деревнях были неадекватно восприняты властями, увидевшими в филь- ме пасквиль на социалистическую Словакию. Картина была положена "на полку" и вышла на экраны лишь в 1988 г., завоевав ряд престижных наград, втом числе и международных (Гран-при фестиваля "Этнофильм" в Чадце, Чехословакия, 1988; Гран-при "Золотой сестерций", пр. публики, пр. жюримо-лодых, почетный диплом экуменического жюри на МКФ в Нионе 1988; пр. ФИПРЕССИ на МФ короткометражных фильмов в Лейпциге 1989; пр. за лучший фильм на МФ документальных фильмов в Мюнхене 1989 и др.). В год же своего создания картина стала причиной ухода Г. из документального кино и его почти четырехлетнего вынужденного молчания. Лишь в г. режиссеру удается на время вернуться в игровое кино и снять в духе поэтики менцелевс-ко-грабаловских фильмов "Розовые сны", поэтическую историю первой любви молоденького почтальона к юной цыганке. Полная романтических сумасбродств и разочарований, смешанная с грустью, ностальгией и мягким юмором, картина напомнила времена взлета чехословацкого кино в 60-х. Трагикомедия имела большой успех у публики и критики дома и за границей (премия чехословацкой кинокритики за 1976 г.; Гран-при и пр. зрителей и Ассоциации кино и искусства на II МКФ в Ales, Франция). В 1978 г. Г. становится лауреатом премии Союза работников театра, кино, радио и телевидения за кинематографическое творчество в целом. На волне успеха он создает своеобразный телевизионный парафраз своего дебютного фильма "322" — "Доктор Йорге" по одноименному роману Ф. Наморыо поисках любви и человеческих контактов, близкой смерти и любви кжизни, после чего вместе со сценаристом Душаном Ду-шеком, соавтором сценария "Розовые сны", приступает к подготовке фильма "Я люблю, ты любишь" (1980), полной экзистенциальных мотивов истории о старом холостяке, который пьет, потому что его не любят женщины, и которого не любят женщины, потому что он пьет. Этот зачарованный круг безысходности, неизбежно порождающий размышления об общественно-политической ситуации в современной Словакии, приобрел в фильме трагикомический оттенок не в последнюю очередь благодаря великолепным работам чешской актрисы ИвыЯнжуровой и польского актера Романа Клосовского. Картина подверглась жесткой критике со сторо- |