Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
ности, добиваясь его горько-саркастического звучания: озабоченные люди, приезжающие в грузовиках в ботанический сад, где происходит действие фильма, увозят с собой в город кадки с тропическими растениями. И это именно то, что остается человеку от его грез и желаний. В 1972 г. Г. создает один из лучших словацких фильмов всех времен "Полевые лилии", посвященный поколению отцов, вынужденному пройти через ужасы первой мировой войны. Снятый в эстетике старых, пожелтевших от времени фотографий фильм рассказывает о том, как сорванные войной из домов своих предков и затем подхваченные ветром странствий, они разрываются между жаждой свободы, не обремененной никакими привязанностями, и столь же сильной и естественной тягой к родному гнезду, теплу и любви. В образных решениях фильма сюрреалистическая метафоричность уже лишь одно из слагаемых художественного опыта художника, мечтающего возродить непосредственное отношение человека к реальности, освежить восприятие мира, в котором он живет. Последним объясняется его ориентация на асоциальные слои общества в выборе персонажей. Воплощением его идеи полноты и целостности естественной жизни становятся воры, бывшие солдаты, ставшие бродягами, авантюристы, странники и т.п. Подобно героям своих картин, Г. был воплощением нонконформизма и внутренней независимости, одиноким зачарованным странником, тщетно ищущим свое место на земле. Им восхищались, его ненавидели, провозглашали гением и предавали. В последние годы жизни он появлялся в причудливом обществе городских сумасшедших и будущих самоубийц, своей живописностью, детской наивностью и влюбленностью в собственные грезы напоминающих персонажи его фильмов. Запрет на профессию, последовавший в период т.н. "нормализации", стал для него началом конца. Г. умер одиноким и забытым, как это было со всеми "проклятыми поэтами", к числу которых Г. причисляют отечественные исследователи. Его фильмы сняли "с полки" лишь после "нежной революции". Г. Компаниченко Фильмография: "Микулашские хроники" (Млкикжку оЫжгик, совм. с Ю.Якубиско, к/м), 1961/1963; "Готический манеждля одного" (ОоТюка тапе2рго]ес!поЬ.о, к/м), *45 * режиссерская энциклопедия. кино европы ганак душан 1962; "Святая Яна" (Svata Jana, к/м), 1963; "Жизнь по-дикарски" (Zivot па divoko), "Обед на траве" (Obed vtrave,TB), оба — 1964; "34 дня абсолютного покоя" (34dniiabsolutnihoklidu), 1965; "Прогноз: нулевой" (Predpoved': nula), 1966;"Празд-ник в ботаническом саду" (Slavnost' v botanickej zahrade), 1969; "Полевые лилии" (Lalie роГпё), 1972; "Две любовные истории скромного пуховчанина" (Dve lasky skromneho puchovcana, тв), "Ласточка" (Lastovicka, тв-программа), "Вред любви" (Skoda läsky, тв), все — 1973; "Всюду встретишь молодежь" (Vsade stretnes mladych ludi, тв), "Глазами молодых" (Mladymi ocami, тв-программа), оба — 1974; "Добро пожаловать!" (Racte vstüpit', тв-программа), 1975. Библиография: Havetta Elo. Pochod sva-tych // Signal 63. Bratislava, 1963; Havetta Elo. Pod zem, pod zem (отрывок из литературного сценария) // Mladä fronta. 1970/ 2; Havetta Elo. Slavnost' v botanickej zahrade (отрывок из литературного сценария) // Film a doba. 1969/6; Mihälik Р. О vojne z inej strany// Präca, 7.10.1972; Macko Jozef. Karnevalizäcie v diele Ela Havettu. Bratislava, 1988; Macek Vaclav. Elo Havetta. Bratislava, 1990; Zalman Jan. Poetika Juraje Jakubiska, Jaromila Jirese a Elo Havetty // Umlceny film. Praha, 1993; Gelencser Gabor. Sloven-ska renesancia-zakazana nova vlna: Hanak, Jakubisko, Havetta // К dejinam slovenskej kinematografie. Bratislava, 1996. |