Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
атрального искусства ВИТИЗ. В ки-нос 1951 г., сначала как актер ("Тревога", "Утро над родиной" / Утро над родината, оба — 1951; "Песнь о человеке" / Песен за човека, 1954; " Первый пункт" / Точка първа, "Две победы" /Две победи, "Экипаж "Надежды" / Екипажът на "Надежда", все — 1956), с 1952 г. — ассистент режиссера. Дебютировал как режиссер в 1958 г. фильмом "На маленьком острове", непротиворечиво соединившем в себе традиции советского историко-революционного фильма, итальянского неореализма и только-только поднявшейся во Франции "новой волны". Иными словами, дебют В. означал полное отрицание общеобязательных канонов соцреализма как бы в рамках самого этого метода. Еще более очевиден этот бунтарский дух молодого режиссера (равно как и целой группы его ровесников — Бинки Желязковой, Христо Пискова, Людмила Киркова, определивших на десятилетия вперед лицо болгарского кинематографа) в следующих его картинах — "Первый урок" (1960) и, особенно, в изысканной, на этот раз полностью снятой в стилистике "новой волны" пацифистской ленте "Солнце и тень" (1962; премии на МКФ в Карловых Варах, Сан-Франциско, Каннах, Лос-Аламосе, Мельбурне). Казалось бы, после этого успеха В. и впредь будет эксплуатировать найденную формулу поэтического кинематографа, однако следующая его картина, подчеркнуто реалистический иронический детектив "Инспектор и ночь" (1964), свидетельствовала о том, что пора жанровых и стилистических поисков режиссера продолжается. В начале 70-х гг. В. работает в Чехословакии, отдавая в своих картинах дань на этот раз чешской "новой волне" ("Эзоп", "Лицо под маской", оба - 1970, "Шанс", 1971), снимает документальные картины, играет в картинах других режиссеров. Новый период в творчестве режиссера начинается в самом конце семидесятых годов фильмом "С любовью и нежностью" (1978), лирической комедией по сценарию поэта Валерия Петрова, соединившей в себе, казалось бы, несовместимые элементы феллиниевской метафорики и реалистического бытописательства, склонность к натурным съемкам и почти цирковую клоунаду, музыкальное ревю и абсурдистскую символику. Этот сложный и внутренне противоречивый стилистический коктейль характеризует, с переменным успехом, все последующее творчество В., то и дело пре- рывающееся, словно для того, чтобы перевести дыхание и собраться с мыслями для новой игровой работы, традиционными документальными и научно-популярными лентами. В числе наиболее значительных игровых картин 80-90-х гг. "Лакированные ботинки неизвестного солдата", (1979, Гран-при на МКФвДели), "Кудаедете", "Асей-час куда", "Немирная птица любовь", "Роковая нежность" и др. |