Предыдущая Следующая
грезы" взлететь так и не сумели.
" Вечер шутов" вызвал по меньшей мере смешанные
чувства. Один уважаемый стокгольмский критик писал, что
он "отказывается рассматривать в лупу содержимое послед-
ней блевотины господина Бергмана". Высказывание весьма
характерно для той злобы, которая изливалась на меня с
разных сторон. К сожалению, не могу утверждать, что ос-
тался к этому равнодушен.
-----------------------------------------------------------------
С Харриет Андерссон на съемках "Женских грез". "Фильм окрашен
грустью".
-----------------------------------------------------------------
=====================================================================
К стр. 188
Вальдекранц Рюне (р. 1911) - шведский
продюсер и историк кино, в
1942 - 1964 гг. - глава производства
"Сандревс". Продюсер фильмов
Бергмана "Вечер шутов" и "Женские грезы".
======================================================================
"Змеиное яйцо"
190
В "Латерне Магике" я связываю неудачу "Змеиного яйца"
главным образом с тем, что город в фильме называется Бер-
лин, а действие отнесено к 20-м годам. "Если бы я воссоз-
дал Город моего сна, Город, которого нет и который тем не
менее пронзительно реален со своим запахом и своим гулом,
если бы я воссоздал такой Город, то, с одной стороны, об-
рел бы абсолютную свободу и чувствовал себя как дома, а с
другой - и это важнее всего - сумел бы ввести зрителя
в чужой, но тем не менее таинственно знакомый мир. Я же
показал в "Змеином яйце" Берлин, который никто не уз-
нал, даже я сам".
Теперь мне кажется, что причины неудачи лежат
глубже. Можно спорить по поводу выбора времени и места,
но трудно отрицать, что воссоздано и то и другое с большой
тщательностью. Сценография, костюмы, состав исполните-
лей подобраны квалифицированными людьми. С чисто ки-
нематографической точки зрения в "Змеином яйце" есть
превосходные детали, и развитие сюжета идет в хорошем
темпе. Фильм ни на секунду не выказывает усталости, на-
против, он дышит чрезмерной бодростью. Точно наглотался
анаболиков.
Но его жизнеспособность поверхностна. Под ней
кроется провал.
С самого начала, еще только обдумывая сюжет кар-
191
тины, я собирался осуществить свой давний замысел - рас-
сказать о двух акробатах на трапеции, номер которых рас-
падается из-за сме ти т етьего партнера. Оставшись в го-
роде, находящемся на пороге войны, они все больше опус-
каются, и зто происходит на фоне разрушения самого горо-
да. Мотив этот, лежащий в основе "Молчания" и "Ритуа-
ла", достаточно силен, чтобы его хватило и на третий
фильм. Но первый неудачный выбор на стадии обдумыва-
ния сценария уводит меня с верного пути.
Начало ноября 1975 года. Летом я прочитал био-
графию Адольфа Гитлера, написанную Иоахимом Фестом.
Там есть отрывок, который я цитирую в своем рабочем
дневнике:
"Инфляция придала жизни чисто гротескные
Предыдущая Следующая
|