Предыдущая Следующая
для выби-
вания ковров, и преступник сам
решал, сколько
ударов он, по его мнению, заслужил.
Определив
меру наказания, доставали зеленую, туго набитую
подушку, с виновного стягивали штаны, клали
его
животом вниз на подушку,
кто-нибудь крепко
держал его за шею, и приговор приводился
в ис-
полнение.
Не могу утверждать, что
было очень больно,
боль причиняли сам ритуал и
унижение. Брату
приходилось хуже. Не один раз мать, сидя
у его
кровати, клала примочки ему на спину, исполосо-
ванную до крови розгами.
Получив причитающиеся
удары, следовало
поцеловать отцу руку, затем произнести слова про-
щения, с души падал тяжкий камень греха, чувст-
во освобождения и милосердия проникало
в серд-
це. И хотя в тот день приходилось ложиться спать
без ужина и вечернего чтения, облегчение
было
велико.
Существовало также
и своего рода спонтан-
43
ное наказание, весьма неприятное для ребенка,
боявшегося темноты, а именно - длительное
или
кратковременное заключение в особую гардероб-
ную. Кухарка Альма рассказывала, будто как раз
в этой гардеробной обитало крошечное существо,
обгрызавшее большие пальцы ног у злых детей. Я
отчетливо слышал, как кто-то шевелится во мраке,
ужас обуревал меня, не помню уж, что я предпри-
нимал - наверное, пытался залезть на полки или
уцепиться за крюки, лишь бы спасти пальцы ног.
Этот мотив возвращается в "Фанни и Александре". Но к
тому времени я уже был на виду и мог лепить образы без
дрожи в руках, без личной вовлеченности.
И делал это в "Фанни и Александре" с удовольст-
вием. В "Часе волка" нет ни отстраненности, ни объек-
тивности. Там я просто-напросто поставил эксперимент,
оказавшийся, судя по всему, жизнеспособным, но копье
было брошено наугад, в темноту. И чуть-чуть пролетело
мимо цели.
Когда-то я поспешил раскритиковать "Час волка",
очевидно, потому, что фильм затрагивал так старательно
вытесненные стороны моей личнасти. Для "Персоны" ха-
рактерны я кий свет, бесперебойная резкость. "Час волка"
разыгрывается в сумеречной стране. К тому же в нем ис-
пользованы и обыграны новые для меня элементы - роман-
тическая ирония, фильм призраков. Меня до сих пор весе-
лит сцена, где Барон совершенно свободно ходит по потол-
ку, говоря: "Не обращайте внимания, это я потому, что рев-
ную". И я улыбаюсь, когда старая дама снимает с себя ли-
цо, объясняя, что так она лучше слышит музык . А потом
кладет глаз в бокал.
На ужине в замке демоны выглядят вполне нор-
С Максом фон Сюдовом и Наимой Вифстранд в ночном лесу
"Часа волка".
===========================================================
К стр. 43
... я поспешил раскритиковать "Час волка"...
Вероятно, Бергман имеет в виду книгу "Бергман о Бергмане"
(с. 242 -244).
===========================================================
44
мальными, хотя и несколько
странными. Они прогуливают-
Предыдущая Следующая
|