Предыдущая Следующая
уже были подписаны другие
контракты. Проводить съемку при
температуре сорок гра-
дусов вроде бы невозможно.
Выяснилось, что вполне воз-
можно. Все работали с повязками на лице.
Время от време-
ни (довольно часто) мы скрывались
за декорациями, где
хранились баллоны с веселящим
газом. Веселящий газ, как
и наркотики, вызывает привыкание,
только более кратко-
временное.
Макс Вилен, оператор, оказался хорошим ремеслен-
ником, нечувствительным и безрадостным.
Наше тоскливое
сотрудничество проходило при соблюдении
кислой вежли-
вости. Лаборатория - тихий ужас (царапины и грязь).
Все это, вместе взятое, не так уж важно. Главное
все-таки - актрисы. Как и в других гнетущих
ситуациях, ак-
трисы демонстрировали присутствие
духа, изобретатель-
ность и непоколебимую лояльность.
Способность смеяться
в беде. Братство. Заботу.
Вообще, актеры - это отдельная глава, и я не знаю,
достаточно ли компетентен, чтобы
определить их влияние
на рождение и качество моих фильмов.
Но что была бы "Персона" без Биби Андерссон
в
=============================================================
К стр. 314
Вилен Макс (р. 1925) - шведский оператор.
В кино - с 1955 г. С Берг-
маном работал на одном фильме.
================================================================
315
роли Альмы, и как бы сложилась моя
жизнь, если бы Лив
Ульман не взяла на себя заботу обо мне и об
Элисабет Фог-
лер? "Лето с Моникой" без
Харриет? "Седьмая печать"
без Макса фон Сюдова? Виктор
Шестрем и "Земляничная
поляна"? Ингрид Тулин и "Причастие"?
Я бы ни за что не
рискнул поставить "Улыбку летней ночи"
без Эвы Дальбек
у Гуннара Бьернстранда.
Я наблюдал актеров и
в другой связи, и моя мотива-
ция крепла. Гунн Волльгрен, ну разумеется, она сыграет
ба-
бушку в "Фанни и Александре". Я
бы никогда не написал
"После репетиции", не будь Лены
Улин и Эрланда Юсеф-
сона - эти двое прямо-таки излучают
желание и соблазн.
Ингрид Бергман и Лив Ульман
стали условием создания
"Осенней сонаты". Сколько радости, сложностей
и нежно-
сти. И преданности - по окончании
съемок чувства меня-
ли тональность и окраску, стабилизировались
или бледнели
и улетучивались. Любовь, объятия, поцелуи,
растерянность
и слезы. Четыре девушки из "Шепотов
и криков". У меня
есть ролик, сделанный во время съемок с заднего плана:
они
сидят рядком на низком диване, все в черном,
вид торжест-
венный; Харриет загримирована, на ней
погребальное оде-
яние. Внезапно они начинают подпрыгивать
на диване, у
которого хорошие, прочные пружины, они
подпрыгивают и
подскакивают, безудержно хохоча: Кари
Сюльван, Харри-
ет Андерссон, Лив Ульман, Ингрид
Тулин. Какая концент-
рация женского опыта, какая актерская компетентность.
Гуннар Бьернстранд
Предыдущая Следующая
|