Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Часть I.

Кинематографическое событие.

К теории глубинной мизансцены Андре Базена......................................................13

Мимика и грамматика.

Проект кино Белы Балаша........................................................................................27

Поиски антропологии.

Земля и свет Александра Довженко..........................................................................39

Тело героя.

Этика вестерна...........................................................................................................52

Звук и время.

"Простой случай" Всеволода Пудовкина.................................................................63

Коммунизм врасплох.

Неоконченный эксперимент Дзиги Вертова...........................................................75

Имманентная биография.

Кино и семиотика реальности Пьера Паоло Пазолини...........................................90

Часть II. Кино-театр.

Эффект присутствия.................................................................................................117

Кино-документ.

Эффект присутствия — 2...........................................................................................132

Лицо, сцена, трансценденция.

Открытие крупного плана Ингмаром Бергманом...................................................147

Тело, сцена, имманенция.

По поводу книги К.С. Станиславского "Работа актера над собой".......................159

Гипердокумент, или Свидетельство о жизни.

Ленин по Александру Сокурову................................................................................173

Часть III

Советский фильм: неродившееся кино......................................................187

Неархивируемое.

О рецепции иностранного фильма на советском экране.......................................195

Эксцентрика приема и материала.

О фильмах Киры Муратовой....................................................................................205

По ту сторону кино.

"Хрусталев, машину!" Алексея Германа и проблема "советского".........................218

Часть IV

Кант о кино. Об опережающем мышлении...........................................................231

Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003 3

Янко Слава (Библиотека £огі/Оа) || http://vanko.lib.ru

4

Введение

Данная книга во многом не случайно открывается текстом о теории Андре Базена, имя которого навсегда связано для нас с вопросом "что такое кино?". Этот вопрос неизбежно преследует всякого, кто пытается размышлять о кино, и, возможно, даже в большей степени, чем тех, кто сам снимает фильмы. Что это за вопрос и почему он кажется столь важным? Ведь такая его формулировка вовсе не безобидна: когда мы спрашиваем подобным образом, то само собой разумеющимся становится тот факт, что далее речь пойдет о природе кино, а более точно — о его сущности. Конечно, без вопроса о сущности не обойтись, если мы желаем приблизиться к пониманию того, как кино функционирует, воздействует, что оно открывает в мире, или, другими словами, как оно участвует в бытии. Однако мне кажется, что в отношении кино этот вопрос может быть лишь предварительным, задающим только некоторые условия будущего размышления. Конечно, всякий раз, когда мы говорим о содержании фильмов, о форме выражения, о структуре киноповествования, о знаках и, шире, о специфике кинематографического языка, то все это, так или иначе, имеет отношение к тому, что так и хочется назвать сущностью кино, или, в крайнем случае, его природой. Но, кажется, это не совсем так. Следует отдавать себе отчет в тех ограничени-7


Предыдущая Следующая