Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Часть I. Кинематографическое событие. К теории глубинной мизансцены Андре Базена......................................................13 Мимика и грамматика. Проект кино Белы Балаша........................................................................................27 Поиски антропологии. Земля и свет Александра Довженко..........................................................................39 Тело героя. Этика вестерна...........................................................................................................52 Звук и время. "Простой случай" Всеволода Пудовкина.................................................................63 Коммунизм врасплох. Неоконченный эксперимент Дзиги Вертова...........................................................75 Имманентная биография. Кино и семиотика реальности Пьера Паоло Пазолини...........................................90 Часть II. Кино-театр. Эффект присутствия.................................................................................................117 Кино-документ. Эффект присутствия — 2...........................................................................................132 Лицо, сцена, трансценденция. Открытие крупного плана Ингмаром Бергманом...................................................147 Тело, сцена, имманенция. По поводу книги К.С. Станиславского "Работа актера над собой".......................159 Гипердокумент, или Свидетельство о жизни. Ленин по Александру Сокурову................................................................................173 Часть III Советский фильм: неродившееся кино......................................................187 Неархивируемое. О рецепции иностранного фильма на советском экране.......................................195 Эксцентрика приема и материала. О фильмах Киры Муратовой....................................................................................205 По ту сторону кино. "Хрусталев, машину!" Алексея Германа и проблема "советского".........................218 Часть IV Кант о кино. Об опережающем мышлении...........................................................231 Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003 3 Янко Слава (Библиотека £огі/Оа) || http://vanko.lib.ru 4 Введение Данная книга во многом не случайно открывается текстом о теории Андре Базена, имя которого навсегда связано для нас с вопросом "что такое кино?". Этот вопрос неизбежно преследует всякого, кто пытается размышлять о кино, и, возможно, даже в большей степени, чем тех, кто сам снимает фильмы. Что это за вопрос и почему он кажется столь важным? Ведь такая его формулировка вовсе не безобидна: когда мы спрашиваем подобным образом, то само собой разумеющимся становится тот факт, что далее речь пойдет о природе кино, а более точно — о его сущности. Конечно, без вопроса о сущности не обойтись, если мы желаем приблизиться к пониманию того, как кино функционирует, воздействует, что оно открывает в мире, или, другими словами, как оно участвует в бытии. Однако мне кажется, что в отношении кино этот вопрос может быть лишь предварительным, задающим только некоторые условия будущего размышления. Конечно, всякий раз, когда мы говорим о содержании фильмов, о форме выражения, о структуре киноповествования, о знаках и, шире, о специфике кинематографического языка, то все это, так или иначе, имеет отношение к тому, что так и хочется назвать сущностью кино, или, в крайнем случае, его природой. Но, кажется, это не совсем так. Следует отдавать себе отчет в тех ограничени-7 |