Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Тем не менее именно в герое заключен некий закон, который не может быть нарушен. При этом, когда говорится, что закон располагается "в герое", подразумевается не то, что он носитель закона, носитель определенных правил, норм, индикатор морали, эталон поведения. В данном случае имеется в виду нечто иное, а именно: закон, который недоступен рефлексии персонажа. И в этом смысле можно сказать, что не сам герой, а его тело является проводником этого закона. Действия могут быть сколь угодно разнообразны, они могут быть подведены под разные моральные критерии, порой взаимоисключающие, но какой-то уровень поведения героя оказывается плохо сводимым к этим критериям. И тогда приходится говорить об этике не столько в категориях морали, сколько в онтологических категориях, описывающих не правила межличностного общения, а устойчивые мировые связи, разрушение которых не может быть помыслено, поскольку они не отслеживаются на уровне рефлексии. И здесь граница между этикой и онтологией стирается. Многие жесты героя в вестерне не связаны напрямую с пафосом победы, жертвенности, преодоления, наказания, мести и др. Все они имеют протосоциальный характер. Что имеется в виду? Приведем один пример. В фильме "На несколько долларов больше" (реж. С.Леоне) есть почти незаметный эпизод, когда Клинт Иствуд входит в городок, ведя под узцы лошадь. В этот момент внезапно начинается ливень. Лошадь храпит и мечется, но ни одно движение Иствуда не говорит о перемене погоды, он не вынимает изо рта сигары, он не совершает никакого рефлекторного движения, которое в подобной ситуации было бы столь же, если не более, естественно, как и его невозмутимость. Этот и другие подобные жесты (походка, взгляд, речевые паузы, движения рук) как будто намного мельче и незначительнее поступков (как благородных, так и неблаговидных), но именно из них складывается то, что можно назвать специфической осанкой вестернового героя. Без нее он невозможен, поскольку именно в осанке мы фиксируем след мирового закона, освоенный нами как внутренний закон героя. Именно так: закон оказывается "внутренним", то есть принадлежностью самого Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003 26 Янко Слава (Библиотека Fort/Dal || http://vanko.lib.ru 27 персонажа, только тогда, когда он нами, зрителями, уже освоен. Но освоение происходит через внешние элементы. Можно сказать, что герой 55 в вестерне в определенном смысле лишен внутреннего порядка, лишен той психологии, которая могла бы быть основой его субъективности. Если он и обладает какой-то субъективностью, то только той, что размещена в самом пространстве, сформировавшем его тело, тело, которое зритель всегда готов читать как некоторую машину, приводимую в движение "внутренним я" и которое в данном случае явно этому сопротивляется. |