Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Через окошко
аппаратной мы увидели длинноволосого «вьюношу». Вел он себя в студии весьма
эксцентрично, катался по полу, испытывал терпение звукооператора.
Звукооператор, не торопясь, ждал, пока мальчишка перестанет кривляться. Через
микрофон донеслось несколько его музыкальных реплик, и я почувствовал, что
парень и впрямь стоит внимания. Ему сказали, что мы пришли к нему. - Пусть подождут, -
ответил он. Ждем. Прошло сорок
пять минут. У Кажлаева терпение лопнуло. Секретарь Союза композиторов, депутат
Верховного Совета, ко всему прочему - кавказский темперамент. - Все, - говорит. -
Хватит. Почему мы должны его ждать? 134 Я его все же удержал.
Наконец, дождались - через час парень к нам вышел. Кажлаев разговаривать с ним
уже не мог - настолько был вне себя... Через месяц - ЧП. У
Кажлаева появились срочные дела, от продолжения работы он отказался. Мне пришла
мысль: а не попробовать ли в качестве композитора Градского? У него были
интересные композиции. Было знание современной музыки и еще - ощущение бита,
того нерва, который здесь как раз был нужен. Разыскал Градского. - Музыку написать
сможешь? - Конечно. - А ты партитуры
когда-нибудь писал? - Нет. - Но ты понимаешь,
что музыка в кино - это не просто песенки? - Ну и что? Мне все
запросто. Я - гений. Стали писать с ним
музыку. Ему был всего 21 год, он учился в Гнесинском, на оперном факультете.
Руководил ансамблем «Скоморохи», неплохо сочинял мелодии, но толком не знал ни
оркестровки, ни симфонического голосоведения, ни развития музыкальных тем.
Помогало то, что я сам учился музыке пятнадцать лет. Он был певцом, а я
-пианистом, а потому анализ формы знал лучше его. Работа у нас
начиналась с того, что он играл какую-нибудь тему, а я слушал. Одну, другую,
третью - песен у него насочинено было штук четыреста. Вдруг чувствую, что-то
похожее на то, что надо: «Та-ра-та-та. Та-ра-та-та». И еще в другой теме что-то
забрезжило: «Та-ра-рам-та-ра-рам». - Стоп. Попробуй то
же помедленнее. Так из двух песен
слепилась одна - «Только я и ты, да только я и ты...». Мы лепили ее вместе. У
него был великолепный материал, но он поначалу не знал, как с ним обращаться.
Да и я еще не представлял, какое место займет в фильме музыка. Понимал, что ее
должно быть много, но не знал, что ее роль будет так велика. Не мог предвидеть, 135 что картина включит в
себя элементы мюзикла и рок-оперы. Не представлял, что в финале мои герои
запоют. Постепенно по ходу
съемок ощупью шел поиск условной стилистики. Вначале каждая песня была
конкретно оправдана - герой взял гитару и запел. Потом кто-то запел без всякого
житейского оправдания. Потом запел хор. А дальше пошла уже почти рок-опера. Когда я впервые
попробовал ввести в кадр диг, осветительный прибор, то сам еще не знал, к чему
это приведет. Страшно было. На просмотре материала даже вспотел от волнения:
что это? Как поймут? Может, примут за ошибку оператора? Может, лучше все это к
чертям вырезать? Но убедился: работает. Мы все более нахально светили дигами в
кадр, открыто нарушая все законы правдоподобия. Потом даже показали самих себя
у съемочной камеры. Стилистика вкрадывалась в фильм как бы сама собой... |