Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В марте 1967 года я
по глупости повез картину в Кстово - показать ее участникам съемок. Секретарем
Горьковского обкома в это время был Катушев. Картину посмотрели в
обкоме - без моего ведома, естественно. Просто забрали из аппаратной
кстовского киномеханика. В атмосфере чувствовалось что-то настораживающее.
Был обед в обкоме - с красной икрой. Присутствовали я и папа: предчувствуя
грядущие напасти, Сергей Владимирович приехал на мою горьковскую премьеру. Разговор
был сухой, через губу: картина явно не понравилась. Я еще не понимал, что
судьба ее уже решена. По меркам партийной
иерархии, секретарь обкома -невелика птица: и с функционерами покрупнее Москва
могла вполне не посчитаться. Почему мнение Катушева оказалось вдруг таким
важным? Объяснение пришло много лет спустя. В Чехословакии
начиналась Пражская весна. Она дошла до своей кульминации в мае 1968-го, а в
августе по Праге уже катили наши танки. Предшествовавшие попытки образумить
чехов, захотевших «социализма с человеческим лицом», результата не дали.
Лидером Пражской весны, происходивших в Чехословакии революционных преоб- 48 разований был
Александр Дубчек. А Катушев был другом Дубчека, они вместе учились в ВПШ
(Высшей партийной школе), у них были общие пьянки-гулянки, посиделки, девочки.
Катушева было решено послать к Дубчеку, на переговоры: казалось, он один может
его по-дружески образумить. Но ранг секретаря обкома не тянул на уровень переговоров
с партийным лидером государства, поэтому Катушева срочно сделали секретарем
ЦК. Он приобрел могучий государственный вес. Всего этого я не
знал. И мысли не было, что движение глобальных политических сил может быть
каким-то образом связано с моей скромной картинкой. Семичастный, тогдашний
председатель КГБ, сказал: - «Асю Клячину» мог
сделать только агент ЦРУ. Начались бесконечные
поправки. Почему у героини на причинном месте фартук измазан? Почему это вам
обязательно надо было туалет показать? Туалет как туалет, обычный деревенский
«скворечник». Почему все герои уроды? Один горбатый, другой беспалый, героиня
хромая? Неужели в советской действительности нет красивых людей? Подобные
вопросы вызывали отчаяние беспомощности. Конечно, в картине
присутствовала эстетика Гоголя, эстетика гиперболы. Но также и эстетика
Платонова. Платонов тогда впервые после долгих лет запрета был издан. Он стал
для нас открытием. Помню, мы с Клепиковым еще тогда, когда «Ася» снималась,
мечтали поставить «Реку Потудань». Но понимали, что фильм об импотенции абсолютно
нереален. В плане эстетики Платонов сыграл в «Асе» решающую роль. Наивность,
чистота, но рядом с этим и жестокость - как и в самой жизни. В маленьком душном
зале журнала «Искусство кино» набилось столько народа, что для Шкловского
пришлось принести откуда-то стул. Просмотры запрещенных картин в России имели
религиозный оттенок священнодействия, события, полного глубокого смысла. Зная,
что картина запрещена, зрители уже были готовы ее любить и ею восхи- |