Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Случай, заставивший меня включить «Удар по воротам» в эту книгу, произошел в 2000 году. Мне довелось стать свидетелем того, как совмещаются спортивный фанатизмі и по-настоящему культовое преклонение перед фильмом: спустя 23 года после выхода фильма в свет трое болельщиков пришли на хоккейный матч команды

Год

Режиссер Сценарий

і іродолжительность

Edmonton Oilers одетыми под «братьев Хзнсон» — легендарных персонажей фильма «Удар по воротам».

Пол Ньюмэн исполняет роль Рэгги Данлопа, играющего тренера хоккейной команды низшей лиги, которая называется «Чарльстаун Чифс». Команда на грани краха, потому что владелец скуп, матчи никто не посещает, а металлургический завод, который кормит всех в городе, закрывается. Этот фильм навевает воспоминания о промышленном кризисе середины i 970-х годов, охватившем американский Северо-Восток, о безысходности и унынии, которые внушались людям положением дел в экономике и тем, что даже спортивные зрелища были слишком заурядны, чтобы как-то развлечь людей.

В фильме достаточно и других ярких персонажей. Вратарь Дэнис (Ивон Баррет) — франко-канадец, который говорит на ломаном английском и утверждает, что у него аллергия на болельщиков. Выпускник Принстон-ского университета Нэд Брэйден (Майкл Онткин), который пришел в команду, потому что не может жить без хоккея, несмотря на все противодействие жены (Линдси Круз). И конечно, уже упоминавшиеся братья Хэнсон (Джефф Карлсон, Стив Карлсон и Дэвид Хэнсон) — трое хулиганов, которые являют собой живое воплощение духа хоккея и приносящие долгожданный успех своей команде.

Картина уделяет внимание и целому ряду проблем, традиционно связываемых со спортом: садистская жестокость игроков; грубость сексуальных связей; поведение болельщиков; отношения между болельщиками и спортсменами (или их полное отсутствие); суровый мир спортивного бизнеса. Однако это не просто злая.сатира, каковой кажется на первый взгляд — на свой несколько экстремальный манер фильм передает радость,

217

доставляемую спортом. Такие ленты еще могли появляться в 1970-х годах. Персонажи с самыми разнообразными недостатками, социальная критичность и нестереотипный сюжет, в котором герой не только побеждает, а порой проигрывает или «проигрывает, побеждая», тем самым обеспечивая неоднозначный финал. Для развития этих тем спорт подходил не хуже, чем любой другой общественный институт.

На первый взгляд «Удар по воротам» — всего лишь комедия о маленькой неудачливой хоккейной команде и о том, как ей все-таки удается добиться успеха благодаря росту насилия на льду. Используя новую тактику, хоккеисты привлекают к себе внимание болельщиков и ком-• -ментаторов и, озадачив соперников, поднимаются на самый верх турнирной таблицы. Персонажи получились очень живыми. Роль Пола Ньюмена — одна из лучших в его карьере, многогранная и сложная. Он выступает здесь как деспот, романтичный ловелас, талантливый лидер и по-отечески заботливый человек. Две его главные цели — вернуть жену, которая намерена с ним развестись, и поддержать на плаву хоккейную команду — прямо противоречат друг другу, но, что еще хуже, особенности его характера зачастую препятствуют достижению обеих целей.


Предыдущая Следующая