Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

на игле [trainspotting]

Год

Режиссер

Сценарий

Продолжительность

Страна

Язык

1996

Дэнни Бойл

Ирвин Уэлш (литературная основа),

Джон Ходж

94 минуты

Великобритания

английский

ВЫБЕРИ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ВЫБЕРИ ПРОФЕССИЮ. ВЫБЕРИ СВОЙ ПЕРВЫЙ ДОМ. ВЫБЕРИ ДАНТИСТА, ОДЕЖДУ ДЛЯ ОТПУСКА И ПОДХОДЯЩИЙ ЧЕМОДАН. ВЫБЕРИ СВОЕ БУДУЩЕЕ. НУ С КАКОЙ ЖЕ СТАТИ НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ ВСЕМ ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ?

Сначала ТгатвроИтд было названием культового шотландского романа, потом — пьесы, которая с успехом шла в Вест-Энде, наконец, появился замечательный фильм с очень хорошими актерскими работами. Джонни Ли Миллер-— абсолютное совершенство в роли Больного, а Эван Макгрегор блестяще играет Рентона, Юэн Бремнер весел и энергичен в роли Спада, а Роберт Карлайл удивителен в роли Бегби. Даже автор романа Ирвин Уэлш появляется в эпизодической роли наркодилера по прозвищу Великая Мать, которого, по словам Рентона, «зовут так за его невероятно долгую наркоманскую биографию».

Приступы безумия чередуются в фильме с периодами прояснений, в результате чего фильм становится

116

то грубым, то тонким, то нежным, то жестоким. Его стилистическое богатство, визуальная изобретательность, мощная энергия непрерывно нарастают на протяжении всего действия. Персонажи борются за «жизнь», в то время как жизнь и даже просто существование являются для них сущим проклятием. Фильм смешивает отчаяние и юмор, мрачность и остроумие, суровый реализм и сюрреалистическую фантазию. То язвительный, то трогательный, то смешной, то душераздирающий, а то и оптимистический, он создает очень достоверные и живые образы вместо плоских карикатур, которые нередко можно видеть в фильмах о наркотиках и наркоманах.

Фильм начинается закадровым голосом Рентона, сопровождающим сцену, в которой он и безумный, неуклюжий Спад стремительно бегут вниз по улице, преследуемые охранниками магазина, поймавшими их на мелком воровстве. Это вариация на тему сцены, открывающей «Вечер трудного дня». Речь Рентона начинает звучать в такт его бегу по мостовой и песне Игги Попа Lust for Life. Минутой позже'мы оказываемся в квартире и видим Больного, чьи обесцвеченные светлые волосы и учтивая манера поведения делают его лишь немного вменяемее, чем должен выглядеть человек, постоянно живущий на наркотиках. Он готовит укол для Элисон (Сьюзан Видлер).

Перед нами жизнь наркомана: чудовищная, шокирующая и банальная (порой все эти ее стороны можно наблюдать одновременно). Иногда Бойл дает себе полную свободу в изображении этой жизни. Например, в фильме есть сцена, где Рентой вниз головой ныряет в «самый вонючий туалет Шотландии», чтобы найти два опиумных суппозитория. Потом он выныривает на поверхности

океана, и спасенные наркотики мерцают на водной поверхности как драгоценные камни. Эту сцену почти невозможно смотреть, зато какой впечатляющий пример зависимости! В самом ужасающем эпизоде мы видим мертвое тело маленькой дочери Элисон. Ребенок умер, потому что о нем просто перестали заботиться: все были слишком занять! собой. В еще одной потрясающей сцене родители Рентона насильно закрывают его в спальне, чтобы таким образом отучить от наркотиков. Он смотрит на обои, которые привык видеть с детства, и ему кажется, что нарисованные на них вагончики — это поезда, которые преследуют его; он воображает, что его родители участвуют в телевизионной игре, где нужно отвечать на вопросы о ВИЧ, а мертвый младенец ползет по стене, останавливается и бросает на него полный осуждения взгляд. Эти кадры заставляют вас страдать почти так же сильно, как страдает сам герой, даже если при этом вы способны восхищаться технической стороной съемок.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz