Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

пывают границы этой свободы, двигаясь против течения. Свою американскую одиссею они предпринимают на деньги, полученные от торговли наркотиками.

В дороге герои картины созерцают красоту Америки и сталкиваются, с противоречиями американского общества, по поводу которых за время действия у них не менее семи раз вспыхивают горячие дискуссии на ночных привалах. Значительную часть фильма занимают просто съемки мотоциклистов, несущихся по извилистым автострадам и немыслимым проселочным дорогам. Именно мастерская работа оператора-постановщика Ласло Ковача создает неповторимый образ этого путешествия. По иронии судьбы наши байкеры попадают под арест за то, что без разрешения участвовали в параде по случаю Дня независимости. Полицейские бросают их в камеру, где уже сидит пьяный юрист-правозащитник (он из Американского союза борьбы за гражданские права) Джордж, которого играет Джек Николсон.

Персонаж Джека Николсона •— центральная фигура фильма. Хотя он и появляется только в середине истории, но после того как его голова с затуманенными глазами приподнимается с тюремной койки, путешествие наших друзей становится гораздо более осмысленным. Он — самый невинный в этой компании, профессионал, но человек беспокойный и склонный к перемене взглядов. Он олицетворяет собой Америку, стремящуюся нащупать правильную дистанцию между идеалом и реальностью. Наши герои разрешают Джорджу присоединиться к ним, когда он говорит, что у него есть шлем. Улыбаясь во весь рот, Джордж наконец появляется перед ними з золотом футбольном шлеме с голубой полосой посередине.

Даже второстепенные персонажи очень хороши, в том числе Тони Бзйзил и Карэн Блэк в ролях мелких воришек

из Нового Орлеана, которые присоединяются к главным героям в их беспокойном путешествии. Всюду, где это было возможно, создатели фильма привлекали местных жителей, и это придает ему своеобразную фактуру.

Соответствие этого фильма законам киноискусства, его взаимоотношения со зрительской аудиторией, а также приобретенный им статус шедевра — результат тесной и живой связи между создателями фильма и эпохой. Это было меткое попадание во что-то очень важное. В 1989 году фильм был показан на фестивале в Каннах и получил награду за. лучший режиссерский дебют. Фильм был награжден и Американской киноакадемией по двум номинациям: за лучший оригинальный сценарий (написанный совместно Питером Фондой, Дэннисом Хоппером и Тэрри Саузерном) и за лучшую роль второго плана (едва ли не первая роль Джека Николсона):

«Беспечный ездок» — это альтернативная культура, устанавливающая свои собственные отношения с мейн-стримом. Помимо того, что Фонда и Хоппер сыграли в картине главные роли. Фонда выступил в качестве продюсера, а Хоппер — режиссера фильма (это была его первая попытка). В результате фильм получился безусловно более симпатичным и более достоверным, чем можно было ожидать от Голливуда. Не ставящий целью сенсационное «обнажение» субкультуры байкеров и наркодилеров, «Беспечный ездок», тем не менее, является ее продуктом. Поэтому опасно в этом фильме вовсе не то, что человек традиционно привык считать опасным, а это вызывает у зрителя удивление. Финал — неожиданный, резкий, неистовый и бескомпромиссный. Он жесток и несправедлив — в том и вся соль.


Предыдущая Следующая