Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Главная Следующая

Fusion Press

LONDON

2003

Екатеринбург У-Фактория

УДК 791.43/.45 ББК 85.37 М15

Перевод с английского Н. Макаровой под редакцией В. Харитонова

tjit.iCL'.a^"tti5 С.

М15 60 культовых фильмов мирового кинематографа / Сорен Маккарти; пер. с англ. Н. Макаровой, под ред. В. Харитонова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 256 с.

ISBN 978-5-9757-0149-7

«Культовый фильм» не обязательно шедевр, он может не быть популярным, новаторским или кассовым. Культовым может стать даже откровенно беспомощное кино. Автор этой книги вполне сознает субъективность и определенную произвольность любого отбора по заявленному в заголовке параметру и приглашает читателей составлять свои списки «культовых фильмов», тем не менее свой выбор аргументирует, в случае каж-- дой картины пытаясь найти точные слова для характеристики того, что в ней «цепляет» зрителя.

УДК 791.43/.45 ББК 85.37

© Soren McCarthy, 2003 © H. Макарова, перевод на русский язык, 2007

ISBN 978-5-9757-0149-7 © ООО «Агентство прав «У-Фактория», 2007

ВВЕДЕНИЕ

Истинное удовольствие от культового фильма может получить только человек, склонный ко всему незаметному и неизвестному. Тот, чей любимый ресторан находится в стороне от оживленных улиц и чей любимый пиджак куплен по дешевке в магазине подержанной одежды или сшит гениальным дизайнером, о котором больше никто не слышал. Культовые фильмы не могут похвалиться особыми кассовыми сборами или шумным одобрением кинокритиков. На их долю редко выпадает бешеная популярность. Между тем эта книга пытается быть справедливой к вольному духу культовых фильмов, изучая, защищая, ругая их, но неизменно стараясь по достоинству их оценить. Значение фильма определяется не столько размером зрительской аудитории, сколько характером впечатлений, которые фильм пробуждает в зрителе.

Я писатель и актер. Живу в Нью-Йорке. Поскольку я работал и в безвестных, и в маститых средствах массовой информации, то на себе испытал, что значит подвергаться критике, так что приветствую всех, кто решается предъявлять себя как творческую личность.

Я полюбил кино еще ребенком, в то самое время, когда появившиеся пункты проката видеокассет совершили революцию в киноиндустрии. Внезапно кино стало доступно всем, и даже я, простой парень из города Акрон,

5

что в штате Огайо, мог получить видеокассету с записью фильма «Более странно, чем рай» Джима Джармуша (тоже парнишка из Акрона, Огайо), который так ни разу и не показали в местном кинотеатре.

Как и во многих небольших городах, в моем родном городе был кинотеатр повторного проката артхаусного кино. Городской театр Акрона с гигантским (рассчитанным на 2000 человек) зрительным залом был построен еще в эру водевилей. Поскольку он был одновременно и кинотеатром и театром, то в нем был богато украшенный куполообразный потолок с лампочками, которые должны, были напоминать звезды (вместе с плывущими облаками, которые на него проецировали). Заведение счастливо избежало сноса, и его владельцы поддерживали его в рабочем состоянии, показывая там фильмы, уже прошедшие по главным экранам страны. После того как пункты проката, видеокассет свели на нет доходы от повторного проката фильмов, наш кинотеатр переключился на культовое кино, классику и фильмы, посвященные особым событиям. Вызвавшись работать билетером, я мог совершенно бесплатно смотреть кино столько раз, сколько мне заблагорассудится. Мне довелось увидеть европейскую классику— фильмы Федерико Феллини, Вима Вендерса, Франсуа Трюффо и Вернера Херцога — прежде, чем мне стукнуло пятнадцать лет.


Главная Следующая