Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

С 1956 г. В. — педагог, а затем профессор и руководитель кафедры теле- и кинорежиссуры Киноакадемии (ФАМУ), сочетающий бесспорное художественное дарование с высокой образованностью, безупречным владением режиссерской профессией и несомненным педагогическим талантом. В его мастерской учились

гие режиссеры "новой чехословацкой волны".

Этапным в творческой жизни режиссера стало обращение к творчеству одного из самых глубоких лирических талантов Чехии поэта и писателя Франтишека Грубина. В экранизациях, последовавших одна задругой в начале 60-х, В. поднимает тему общечеловеческих ценностей, по-новому осмысляя чешский национальный характер. Неудачное "Августовское воскресенье" было еще лишь свидетельством нового тематического поворота в творчестве режиссера и как бы подтверждало распространенное мнение об исчерпанности В. как художника. О шако в период самых больших успехов режиссеров "новой волны" В. снимает три фильма, заставивших говорить о "втором дыхании" и новых творческих импульсах мэтра отечественной кинематографии. Ностальгический "Золотой ренет" с его размытым сюжетом построен на искусстве улавливания тончайших нюансов настроений, эмоций, движений души, проглядывающих по внешних действиях. Герой фильма, человек, всю жизнь старавшийся избегать конфликтов, в зрелом возрасте возвращается в родной дом и подводит итоги прожитой жизни. Сдержанный стиль без излишней драматизации мучительного психологического кризиса отразил ощу-

щения пятидесятилетних, полные горечи от впустую прожитых лет, неиспользованных шансов и неосуществленных планов. В то же время в метафорическом плане В. ставит проблему национального чешского характера, "маленького чешского человека" среди больших исторических событий. Горечь рефлектирующей прозы "Золотого ренета" сменяет не менее горькая рефлектирующая лирика меланхоличного "Романса для корнета" о любви деревенских Ромео и Джульетты, утраченной во имя безличного нравственного императива. Завершает этот творческий взлет экранизация романа В. Каплицкого "Молот против ведьм", суровый и безжалостный фильм об инквизиторских процессах, проходивших в Чехии в XVIII в., но однозначно напоминавших о судебных разбирательствах и репрессиях в период культа личности в Чехии 50-х. Концепции исторического фильма как выражения (и оправдания) внутренней политики власти (гуситская трилогия и др. ф.) В. противопоставил взгляд на ход истории с точки зрения взаимоотношений человека, общества и власти, по-

зестных исторических событий.

В период т.н. "нормализации" В. зозвращается к старым опробованным тематическо-идеологическим ;хемам и монументальному академическому стилю, реанимируя фаль-жфицированную и упрощенную дсторичность, склонность к баталь-чым сценам, костюмности, холодному изложению, убивающему драма -гический нерв. Снимает фильмы о недавней и далекой истории чешс-<ого народа: "Дни предательства", 'Соколове", "Освобождение Пра-лт" и др., новые версии своих ста-эых фильмов ("Темное солнце" по 'Кракатиту" К. Чапека), серию био-"рафическихлент, героями которых зтановятся официально одобренные деятели национальной истории а культуры ("Странствия Яна Амо-:а", "Олдржих и Вожена" и др.).


Предыдущая Следующая