Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

На МКФ в Локарно Шмид был награжден "Леонардом" за вклад в кинематограф.

Е. Полякова

Фильмография: "Этой ночью или никогда" (Heute nach oder nei), 1971; "Голубка" (La Paloma), 1974; "Тень ангела" (Schatten der Engel), 1976; "Виоланта" (Violanta), 1977; "Площадь Нотр-Дам" (Notre dame de la croisette), "Реката" (Hucate), оба — 1981; "ПоцелуйТоски" (II Basio diTosca), 1984; "Йенач" (Jenatsch), 1987; "Любители" (Les Amateurs), 1990; "Мертвый сезон" (Hors saison), 1992; "Написанное лицо" (Das Geschriebene Gesicht), 1995; "Березина, или Последние дни Швейцарии" (Beresina oder Die letzten Tage der Schweiz), 1999.

ШОРМ ЭВАЛЬД

(Schorm Evald). Чешский режиссер театра и кино, сценарист, актер. Один из ярких представителей чехословацкого кино 60-х гг., заслуживший репутацию "совести новой волны" и "Великого Моралиста". Родился 15 декабря 1931 г. в Праге, умер там же 14 декабря 1988 г. Как

* 187*

режиссерская энциклопедия. кино европы

шорм эвальд

выходец из состоятельной буржуазной семьи не имел права учиться в высшем учебном заведении, работал трактористом, техником, чернорабочим. Лишь в 1957 г. после перемен, связанных сXX съездом КПСС, получает возможность поступить на режиссерское отделение пражской Киноакадемии (ФАМУ), где с 1957 по 1962 г. учится в мастерской Ота-кара Вавры вместе с Хитиловой, Менцелем, Немцем и Юрачеком. Уже во время учебы Ш. снимает поэтический документальный фильм "Блок 15" об орлицкой плотине, отмеченный наградой на конкурсе, посвященном 15-летиюЧССРипри-влекший внимание к автору своей социальной ангажированностью и личностным подходом к материалу. Дипломный среднеметражный игровой фильм Ш. "Турист" о человеке, который нигде — ни на работе, ни в частной жизни — не может пустить корни, созданный в эстетике "новой волны", был закуплен прокатом и пользовался успехом у зрителей.

После окончания ФАМУ Шорм начинает работать на Студии документальных фильмов и создает ряд картин, которые становятся точкой отсчета нового документального чешского кино и вносят в его жанровую палитру такие понятия, как фильм-анкета, фильм-интервью, фильм-вопрос. Как и все его поколение, Ш. пытается постичь мир вокруг себя, не доверяя прописным истинам отцов, которые слишком часто обманывали и обманывались сами. Его интересуют не сами факты, а те простые конкретные люди со своими судьбами и проблемами, которые стоят за ними. Режиссер снимает разные по тематике, материалу и жанру фильмы: поэтическую ленту "Железнодорожники" ("Бронзовая медаль на МФ документальных фильмов в Венеции, 1963; Большой пр. на Днях короткометражного кино в Карловых Варах), фильм-размышление "Жить своей жизнью" о жизни и творчестве всемирно известного чешского фотографа Йозефа Судека (Большой пр. на Днях короткометражного кино в Карловых Варах), репортаж о VIII Международном фестивале молодежи "Хельсинки"... Но одно остается постоянным: за его фильмами всегда стоит острая и тревожная социальная и человеческая проблема, в которой автор стремится разобраться вместе со зрителем. Представляя на суд проблему во всей ее глубине, Ш. действует не только как художник, но и как социолог, психолог, философ. В кар-


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz