Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Первый полнометражный игровой фильм "Синдбад", осуществленный Хусариком в 1971 г., стал одновременно и вершиной его творчества. Настоящий шедевр, не имеющий примеров в истории кино, в котором на экран перенесен с абсолютным пониманием и эмоциональным сопереживанием мир оригинальной, исполненной своеобразного грустного лиризма прозы Дюлы Круди, классика венгерской литературы XX века, он явился одновременно образцом кинематографического и изобразительного искусства и был удостоен ряда международных наград (пр. Джозефа фон Штернберга и пр. Лютеранского киноцентра на МКФ в Мангейме, 1972; спец. пр. МКФ в Атланте; Гран-при МКФ в Милане). Образы прихотливой памяти, свободные ассоциации, складывающиеся в многоголосное киноочарование бытия, теснят и обгоняют в фильме друг друга в последние минуты жизни героя — в прошлом галантного господина, искателя любовных приключений, обманщика, мота и гурмана, свободного от привязанностей и растратившего всего себя на ценимые им упоительные мимолетности. И режиссура Хуса-рика, характеризующаяся тщательностью отделки, и отвечающая ей выразительная операторская работа Шандора Шары, и исполнение главной роли выдающимся венгерским актером Золтаном Латинови-чем обеспечили этому киношедевру особое место в истории венгерского киноискусства.

"Чонтвари" (1979), второй и последний полнометражный игровой фильм Хусарика, пожалуй, наиболее личное произведение режиссера в том смысле, что он больше всего говорит о себе, о своей основной

* 178*

режиссерская энциклопедия. кино европы

шаброль клод

проблеме — творчестве. Немалое место в этом фильме-размышлении о художнике, его миссии и судьбе в меняющемся мире, фильме манье-ристском, сложном по композиции, по системе изощренно-метафорических образов, полном изобразительной фантазии и по-постмодернистски эклектичном, занимают аллегорические образы, за которыми лежат конкретные страницы и факты венгерской истории. Хуса-рик опирался здесь на биографию гениального венгерского живописца и рисовальщика Тивадари Кост-ки Чонтвари, жившего и творившего в начале века, но одновременно держал в памяти личность и судьбу трагически погибшего в середине 70-х гг. Золтана Латиновича, на которого первоначально был написан сценарий (фильм открывается титрами посвящения актеру).

Сам Золтан ушел из жиз-

ни, едва встретив свое пятидесятилетие. Он успел сделать не так много, но оставил в венгерском киноискусстве очень заметный след.

При жизни был удостоен премии Белы Балаша ( 1971 ) и звания заслуженного деятеля искусств (1981). В 1990 г. был удостоен посмертно премии Кошута.

А. Трошин

Фильмография: "Гротеск" (Groteszk, к/м), 1963; "Элегия" (Elégia), 1965; "Из дневника врача "Скорой помощи" (Egy men-tôorvos пар1о]аЬо1,к/м), 1967; "И ты этого хочешь, не так ли?" (Ugye te is akarod?, док.), "Семеро против гор" (Heten a hegy eilen, док.), оба — 1968; "Каприччио" (Capriccio), "Америго Тот" (Amerigo Tot), оба - 1969; "Синдбад" (Szinbâd), 1971; "Поклонение старушкам" (Tisztelet öre-gasszonynak), 1972; "Пьячере" (APiacere), 1976; "Чонтвари" (Csontvâry), 1979. Библиография: Hommage au cinéaste hongrois Zoltân Huszârik. 1931—1981. Paris, 1982; Zay Laszlo. Huszârik Zoltân. Bd., 1985; Jeancolas Jean-Pierre. Miklôs, Istvân, Zoltân et les autres. Bd., 1989; Lencsô Laszlo. Huszârik Breviârium. Bd., 1990; Zsugân Istvân. A Nagy Motfvumigézetében. Huszârik Zoltân. // Zsugân Istvân. Szubjektiv magyarfilmtorténet. 1964-1994. Bd., 1994.


Предыдущая Следующая