Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

162*

режиссерская энциклопедия. кино европы

форбс брайан

Зап. Берлине) были полны сарказма, жестокой и горькой иронии в адрес основных общественных институтов — Церкви, Брака, Семьи... Фер-рери не боялся эпатировать публику, оскорблять ее вульгарным цинизмом или мрачным юмором, потому что считал, что иначе не побороть абсурд сложившегося жизнепорядка. Вместе с тем ему не чуждо сострадание к маленьким и убогим людишкам, достоинство которых растоптано их же родными и близкими, стремящимися к власти любой ценой.

Тема вырождения рода человеческого, мужских и женских особей стала доминирующей в творчестве Феррери в 70-е гг. В 1973 г. Ферре-ри снял картину "Большая жратва" (пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах), где прочитывалась аллегория об "обществе потребления", которое погибнет от обжорства. Иными словами, потребление самоубийственно по самой своей сути. Тема бездеятельно-апатичного саморазрушения человека, ведущего к его физическому самоуничтожению, звучит в фильмах-трагифарсах "Семя человеческое", "Последняя женщина" и "Прощай, самец". Бросая эпатаж -ный вызов обществу, Феррери развивает в этой "антимужской" трилогии идею полной дискредитации мужского начала во всем — от секса до политики. Интонация режиссера полна едкого сарказма: никчемные "самцы" — импотенты, без дома, без семьи, без родины — вот настоящее лицо общества. Будущее режиссер связывает с женщиной, с ее способностью к продолжению рода человеческого и, даст Бог, к его улучшению. Но оптимистический взгляд в будущее в фильмах Феррери является всегда как сон, как иллюзия, как утопия. "Истории обыкновенного безумия" (гл. пр. на МКФ в Сан-Себастьяне), "История Пьеры" и "Будущее — это женщина" складываются в трилогию о женщинах. Они прекрасны, хотя и не нуждаются в мужчине более, чем требует того физиология. Они самодостаточны в творчестве, в сексе. Они сострадают своим отцам или приятелям, но не хотят тащить эту обузу по жизни. Впрочем, и к детям они относятся как к обузе. Родив, они стараются скинуть их другим. Как существо социальное, человек в изображении Феррери хуже животного, потому что предает свои природные инстинкты. На вопрос, куда бежать, Феррери отвечает фильмом "Прошу убежища" (специальный пр. на МКФ в Зап. Берлине), где, по обыкновению непутевый, герой Роберто Бениньи мечтает плавать

коком на золотом корабле у берегов Таити. Но мечта иллюзорна, нельзя всю жизнь оставаться ребенком, и незадавшийся воспитатель детского сада кончает жизнь самоубийством в морской пучине. В картине "Как вкусны эти белые люди" Фер-рери продолжает издеваться над стремлением цивилизованного человечка спастись от цивилизации, вернувшись в лоно первозданной природы, словно в материнскую утробу. Но вместо тишины и покоя они находят там первобытных дикарей, которые мечтают их съесть. В последней ленте "Нитрат серебра" Феррери, словно предчувствуя скорую смерть, объяснился в любви к кинематографу, к его звездам и ордам зрителей, ежедневно по всему миру заполняющим кинозалы.


Предыдущая Следующая