Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

* 155 *

режиссерская энциклопедия. кино европы

утер штефан

I!

строения целого поколения французов. Экранная жизнь Дуанеля от юношеского бунтарства и попыток бегства от рутины — в никуда (здесь очевидна преемственность с героем картины Ж. Виго "О за поведение", 1931), до постепенного привыкания к повседневности и даже некоторого врастания в обыденщину, разумеется, совсем не во всем автобиографична для режиссера и сценариста (Т. автор или соавтор большинства сценариев своих фильмов).

Трюффо рисует типичный портрет представителя своего поколения, коего сам он вовсе не является представителем типичным. Как всякая творческая личность, он — исключение, поскольку ему-то есть куда бежать — в мир творчества. Что он и делает в своих лентах, разнообразных по жанрам, но всегда остающихся верными единой теме — одиночества беззащитного порядочного человека, беспомощного в мире, где царит право сильного. Именно об этом стилизованный под гангстерский фильм "Стреляйте в пианиста". О хрупкости и незащищенности основных человеческих ценностей Т. рассказывает на материале, казалось бы, банальной истории "любви втроем", превращенной автором в тонкий и поэтический гимн любви ("Жюль и Джим"). В какие бы жизненные обстоятельства ни попадали его ранимые и, на первый взгляд, не приспособленные к жизни герои, будь то воссозданный на экране брэдбериевский фантастический мир разрушенных духовный ценностей ("451 по Фаренгейту") или мир, разрушенный реально, — Париж времен оккупации ("Последнее метро"), их сила духа, порядочность и благородство предстают основополагающими факторами, благодаря которым и продолжает вертеться наш маленький голубой шар.

Т. был не только сценаристом, но и продюсером многих своих лент, так что его кинематограф и по формальному признаку, и по духу, несомненно, относится к авторскому кино. Он также выступал в качестве актера ("Дикий ребенок", "400 ударов", "Американская ночь"), а в ф. С. Спилберга "Близкие контакты третьего вида" снялся в главной роли. Последние годы жизни рядом с ним находилась звезда французского кино, бывшая его супругой, Ф. Ардан. Т. похоронен на кладбище Монмартр в Париже. Среди его афоризмов, получивших в кинематографической среде не меньшее распространение, чем цитаты из О. Уайльда, стоит упомянуть следующие: "Разве кино не важнее жиз-

ни?" и "Экранному отражению реальности я всегда отдавал предпочтение перед самой реальностью".

О. Рейзен

Фильмография:"Визит" (Unevisite), 1955; "Шантрапа" (Mistons, Les), 1957; "Четыреста ударов" (Quatre cents coups, Les, пр. за лучшую режиссуру на МКФ в Каннах), 1959; "Стреляйте в пианиста!" (Tirez sur le pianiste), i960; "Жюль и Джим" (Jules et Jim), "История воды" (Une histoire d'eau), оба — 1961; (Tire au flanc), "Любовь в 20 лет", эпизод "Антуан и Коллет" (Amourà vingt ans, L'), оба —1962;. "Нежная кожа" (Peau douce, La), 1964; "451 no Фаренгейту" (Fahrenheit 451), 1966; "Невеста была в черном" (Mariée était en noir, La), 1967; "Украденные поцелуи" (Baisers volés, пр. Мельеса; Большой приз фр. кино; пр. Деллюка), 1968; "Сирена с Миссисипи" (Sirène du Mississippi, La), "Дикий ребенок" (Enfant sauvage, L'), оба — 1969; "Семейный очаг" (Domicile conjugal), 1970; "Две англичанки" (Deux anglaises et le continent, Les), 1971; "Такая славная пичужка!" (Une belle fille comme moi), 1972; "Американская ночь" (Nuit américaine, La, пр. "Оскар"), 1973; "История Адель Г." (Histoire d'Adèle H., L'), 1975; "Немного перемен" (Argent de poche, L'), 1976; "Мужчина, который любил женщин" (Homme qui aimait les femmes, L'), 1977; "Зеленая комната" (Chambre verte, La.), 1978; "Любовь на бегу" (Amour en fuite, L'), 1979; "Последнее метро" (Dernier métro, Le), 1980; "Соседка" (Fem-med'àcôté, La), 1981; "Наконец, воскресенье!" (Vivement dimanche!), 1983. Библиография: Le cinéma selon Hitchcock. P., 1966; Les films de ma vie. P., 1975; Pétrie G. The Cinema of François Truffaut. N.Y., 1970; Crisp C.G.François Truffaut. Miinch., 1974; Fann D. L'univers de François Truffaut., P., 1972; Allen D. François Truffaut. N.Y., 1974; Collet J. Le cinéma de François Truffaut. P., 1977; Bonnaffons E. François Truffaut. Lausanne, 1981.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz