Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

"Рука (La straniero), оба — 1953; "Женщина с реки" (La donna del flume), 1954; "Войнаимир" (Guerra e pace, глава второй съемочной группы), 1955; "Это случилось в пятницу" (Eradivenerdi), "Маленькая Италия" (Italia piccola), оба — 1957; "Поликарпо, банковский служащий" (Policarpo ufFiciale

di scrittura), 1958; "Бен (Ben Hur, в соавторстве), 1959.

Библиография: Лидзани К. История итальянского кино. М., Искусство, 1956; Соловьева И. Кино Италии. М., Искусство, 1960; Кино Италии: Неореализм. М., Искусство, 1989; Lizzani С. II cinema italiano 1895-1979 cit.

СОТЕ КЛОД

(Sautet Claude). Французский режиссер, сценарист.

Родился 23 февраля 1924 г. в Mont-rouge, Франция, умер 22 июля 2000 г. в Париже. Учился в Высшей школе декоративных искусств, работал как музыкальный критик и педагог. В 1946 г. окончил ИДЕК. Начинал как ассистент режиссера, дебютировал короткометражной лентой "Здравствуй, улыбка" (1955), а его полнометражный дебют, фильм "Взвесь весь риск" (1960) изумил профессионализмом, с которым "этот француз" освоил чисто американский детективный жанр. С тех пор элементы детектива неизменно присутствуют в его творчестве, оказываясь то в центре повествования ("Макс и жестянщики", "Венсан, Франсуа, Поль и другие"), то на периферии действия для поддержания интриги, как это произошло в фильме "Мелочи жизни", представляющем собой поток воспоминаний героя перед смертью в автомобильной катастрофе. Но детектив — вовсе не самоцель для С, куда важнее для него человеческие взаимоотношения героев, их способность к пониманию (чаще — к непониманию) друг друга. Поэтому в названиях фильмов столь часто встречаются имена персонажей ("Нелли и господин Арно", "Сезар и Розали", "Мадо"). В поисках причин бездуховности и разобщенности людей современного общества С. обращается к их быту, внимательно и подробно вглядываясь в предметную среду, тщательно живописуя атмосферу действия. Мастер монтажа, он одновременно и блистательный каллиграф мизансценировки, в его углубленном исследовании деталей нет ни одной "мелочи жизни", ибо в "простых историях", рассказанных Соте с экрана, мелочей не бывает вовсе, здесь важно все, как это было встарь в классическом немом кинематографе. Вот почему слова (а С. по преимуществу автор сценариев своих картин) зачастую оказываются не столь важны, как крупный план, взгляд искоса, поворот руля. С. — не моралист, он не навязывает зрителю свои суждения, тем более

* 147*

РЕЖИССЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО ЕВРОПЫ

СТЕЛЛИНГ ЙОС

что и сам не уверен в причинах бед современного человека. Но некоторые выводы напрашиваются: намеки и аллюзии подготавливают мысль о том, что суетная городская жизнь выхолащивает все живое, отнимая силы и жизненный соки, что питаются землей, полями, лесами и пр. Мастерство Соте по достоинству оценено и зрителями, и критикой. Он лауреат премии им. Л. Деллюка (1969) и Гран-при французского кино (1973).


Предыдущая Следующая