Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Фильм "Наследство" (1980) явился для Марты Месарош своего рода упражнением в жанре исторической мелодрамы, разыгранной на фоне разгула фашизма, вписавшего в классический треугольник трагическую развязку. Еще одним жанровым опытом, не нашедшим, однако, продолжения в ее режиссерской биографии, станет изобретательная современная версия старой сказки ("Красная Шапочка и Серый Волк",

В 80-е гг. Месарош обращается уже непосредственно к своей памяти в автобиографической трилогии "Дневник для моих детей" (1982; спец. пр. жюри МКФ в Каннах, 1984; пр. протестантского жюри на МКФ в Мюнхене, 1984; "Бронзовый Хьюго" МКФвЧикаго, 1985), "Дневник для моих любимых" (1987; "Серебряный медведь" МКФ в Берлине, 1987 и др.), "Дневник для моихро-дителей" (1990), связав здесь лично пережитое с историческим опытом ее поколения. События первой части, перебиваемые ретроспекциями (вспышками памяти), разыгрываются сразу после второй мировой войны, когда юная героиня, alter ego автора, возвращается из советской эмиграции на родину. Действие двух других частей, явно уступающих первой в художественной выразительности и полнокровности образов, развертываются в 50-е гг. в Москве и Будапеште, завершаясь венгерскими событиями 56-го года. Спустя 10 лет М. дополнила автобиографическую трилогию развернутым прологом к ней — фильмом "Маленькая Вилма — последний дневник" (1999), в котором оживают 30-е гг., проведенные венгерской девочкой с семьей в Киргизии.

Новые социально-психологические аспекты "женской темы" Марта Месарош попыталась рассмотреть (впрочем, сбиваясь на схематизм и компенсируя это прямолинейной эротикой) в фильмах 90-х гг., отра-

* 119*

режиссерская энциклопедия. кино европы

метциг №t

зивших изменившуюся общественно-политическую и экономическую восточно-европейскую реальность ("Эмбрион", 1993; "Дочери счастья", 1998).

Наряду с игровыми фильмами Марта Месарош эпизодически снимает и документальные ленты.

А. Трошин

Фильмография: "Повседневная история" (Mindennapi torténet, док.), 1955; "За площадью Кальвина" (Tul a Calvin téren, док.), 1956; "Искусство торговли" (Az eladâs mûvészete, науч.-поп., совм. с М. Янчо), 1960; "Сердцебиение" (Szivdobogâs), 1961; "Город-подросток" (Kamaszvâros, док.), 1962; "Любовь" (Szeretet, док.), 1963; "Город художников" (Festô'k vârosaflOK.), "Кричащий" (Kiâllto, док.), оба — 1964; Тород колоколов" (HarangokvârosaflOK.), 1966; "Ушедший день" (Eltâvozott пар), "Лунный венец" (Holdudvar), оба — 1968; "Памяти Ласло Месароша" (Mészâros Liszlö emlékére, науч.-поп.), 1969; "Не плачьте, красавицы" (Szép leânyok, ne sirjatok), 1970; "На прядильной фабрике вЛёринце" (Alö'rincifonöban, док.), 1971; "В конце сентября" (Szeptember végen, к/м, тв), "Свободное дыхание" (Szabad lélegzet), 1973; "Удочерение" (Örökbefo-gâdas), 1975; "Девять месяцев" (Kilenc hônap), 1976; "Ихдвое" (Ökketten), 1977; "Почти как дома" (Olyan, mint otthon), 1978; "В пути" (Utközben), 1979; "Наследство" (Orokseg), 1980; "Анна" / "Немой крик" (Anna/Nemakiâltâs), 1981; "Дневник для моих детей" (Naplô gyermekeim-nek), 1982; "Страна миражей" (Délibâbok orszâga, по пьесе H. Гоголя "Ревизор"), 1983; "Дневник для моих любимых" (Naplö szerelmeimnek), 1987; "Красная Шапочка и Серый Волк" (Piroska és Farkas), 1988; "Дневник для моих родителей" (Naplö apâmnak, anyâmnak), 1990; "Эмбрион" (A magzat), 1993; "Эдит и Марлен" (Edit és Marien, тв), "Седьмая комната" (Ahetedikszoba), 1995; "Дочери счастья" (A szerencse länyai), 1998; "Маленькая Вилма — последний дневник" (Kisvilma — az utolsô naplô), 1999; "Чудесный мандарин" (Csodalâtos mandarin), 2001.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz