Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

В 1970 г. К. снимает картину "Соль черной земли", положившую начало оригинальной поэтической трилогии о Силезии, ее людях, обы-

чаях. Эта картина, в центре которой собирательный герой: отец и семеро его сыновей, рассказывает о восстании коренных жителей Силезии, продолжавшемся всего пять дней. В фильме мало диалогов, а кадры напоминают живописные полотна художников. Режиссер смело вводит в картину народный юмор, соединяет трагизм и жестокость с трогательным лиризмом первых любовных переживаний младшего сына. Следующий фильм "Жемчужина в короне" (1971, Гран-при МКФ в Паране, 1972) также снят в форме народной баллады, но в нем стилизация образов, героев, событий еще более выразительна. Так, поселок шахтеров, выдержанный в теплых, пастельных тонах, выглядит очень условно в отличие от шахты и всего, что в ней происходит. И наконец, лента "Бусы деревянных четок" (1980) — еще один рассказ о шахтерах Силезии, на этот раз конца семидесятых годов. Главный герой фильма — потомственный шахтер, бывший передовик, а теперь пенсионер, отказывается переезжать в современную многоэтажку, где, по мнению шахтеров, они теряют свою индивидуальность, человеческое достоинство. Он считает, что в этом отказе заключается верность своим предкам, традициям, своим корням. Заключающая цикл лента "Смерть как краюха хлеба" (1994) — глубоко впечатляющий рассказ о самой большой трагедии военного положения восьмидесятых годов: о кровавом усмирении бастовавших шахтеров на шахте "Вуек". Силезский цикл фильмов К., показывающий с большой старательностью подлинные дома, самих силезцев, их обычаи и язык, несет огромное, неоценимое количество информации о культуре Силезии.

В последнем фильме, комедии "Полковник Квятковский"(1995), режиссер показывает эпоху сталинизма, когда отдельный человек рассматривался только как винтик, едва ли необходимый для общественной машины, построенной правительством. Режиссер не боится о серьезных вещах говорить в шутливом тоне.

Т. Елисеева

Фильмография: "Крест за доблесть" (Krzyz walecznych), "Никто не зовет" (Nikt nie wola), оба — 1959; "Люди с поезда" (Lud-ziezpociagu), "Тарпаны" (Таграпу),оба — 1961; "Молчание" (Milczenie), 1963; "Жара" (Upal), 1964; "Если кто-нибудь знает" (Ktokotwiekwie), 1966; "Прыжок" (Skok), 1967; "Осенний день" (Jesienny dzien), 1969; "Соль черной земли" (Sol

*97

РЕЖИССЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО ЕВРОПЫ

КУСТУРИЦА ЭМИР

тающейся женить на себе своего работодателя, К. разнообразит живописными бытовыми деталями и снами старого холостяка, акцентируя мимическую игру актеров. Но и эта картина приносит К. одни убытки: из-за большой конкуренции (в это время в Чехии фильмы снимали уже около 10 фирм) он так и не смог показать его широкой публике. После 1910 г. К. еще дважды возвращается к кинематографу: в 1912 г. снимает репортаж о строительстве памятника Франтишеку Палацкому, а годом позже — некоторые сцены для игрового фильма кинофирмы "Кино-фа" " Пять чувств человека", режиссером которого становится Йозеф Шваб-Малостранский.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz